Антихрист…

Сам Господь на вопрос учеников Своих «рцы нам, когда сия будут, и что есть знамение Твоего пришествия и кончины века» (Мф.24:3), изрек им, а через них и всем верующим, следующую спасительную заповедь: «Блюдите, да никтоже вас прельстит» (Мф.24:4). В Священном Писании слово «антихрист» упоминается в двояком смысле: когда этим именем обозначается всякий противник Господа нашего Иисуса Христа, отвергающий Его Божество и учение и вооружающийся против Его Святой Церкви (1 Иоан.2:18, 22; 4:3; Иоанн.7 и др.), или в смысле особенном (Иоанн.5:43; 1 Иоан. 2:18; 2 Сол.2:3-12 и др.) В первом смысле антихристами могут быть названы цари, императоры и правители языческого мира со своими приспешниками,  а во втором - порождение сатаны, антихрист, отвергающий Отца и Сына (1 Иоан. 2:18,19,22).

 

О страстях и добродетелях

Гордыня это

а) демонское изобретение; б) уничтожение человеков; в) матерь осуждения; г) исчадие похвал; д) признак бесплодия; е)укрывательство от помощи Божией; ж) предшественница умоисступления; з) предуготовительница падений; и) причина падучей болезни; к) источник раздражительности; л) дверь лицемерия; м) опора демонов; н) охранительница грехов; о) неведение сострадания; п) жестокий истязатель;

Начало гордыни - конец тщеславия.


Чревоугодие

Причина: ненасытность

Дверь ему:  свойство снеди

Основание:

1)  предварительный навык;

2) бесчувствие души;

3) непамятование смерти

 

О различении помыслов

О различении помыслов

Не всем возможно сделаться бесстрастными, но спастись и примириться с Богом не невозможно.

Ежели есть время всякой вещи под небесем, как говорит Екклесиаст (3;1), а под именем всякой вещи должно разуметь  и то, что касается до нашего священного жительства, то рассмотрим, если угодно, и для всякого времени поищем того, что свойственно сему времени. Ибо, без сомнения, у подвижников (говорю сие по причине младенчества подвизающихся) есть время бесстрастию, время слезам и время жестокосердию; время быть в послушании и время повелевать; время посту и время вкушению пищи; время брани со врагом телом и время умерщвлению разжжения...

(Преподобный отец Иоанн Лествичник)

подготовил протоиерей Димитрий Соловьёв

 

Летоисчисление

Летоисчисление

богословов (по Библии) относительно периода существования мира

(греческий перевод)

Адам до рождения Сифа прожил 130 лет,  а после рождения его - 800 лет. Всей жизни его 930 лет.

И того, от сотворения мира до призвания Авраама прошло 3 507 лет.

От Авраама до исхода евреев из Египта прошло 430 лет.  От исхода до заложения храма Соломонова по его хронологии прошло 480 лет. Период от заложения Соломонова храма до разрушения его Нвуходосором  прошло около 907. И от разрушения храма Соломонова до Рождества Христова можно с точностью определить приблизительно 585-588 лет. Таким образом, время от сотворения мира до Рождества Христова с достоверностью определяется в 5 500 лет.


Подготовил протоиерей Димитрий Соловьёв

 

Евангелие и Святые Отцы о послушании и смирении

«Если кто хочет идти за Мною отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф.16, 24).

«Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других». (Флп.2;4).

Вся жизнь Единородного Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа со дня воплощения и до смерти была единым непрерывным подвигом Его смирения, послушания, скорбей и страдания. Преподобный Варсонуфий Великий поучает: «Повергни волю свою от себя и смиряйся во всю твою жизнь, - и спасешься. - Знай, что нет благолепнейшаго дела, как то, которое бывает за послушание, ибо сказал некто: «Сын послушлив в живот». А преп.Ефрем Сирин наставляет: «Возлюбленный, из всех сил своих чти отца своего и не нарушай устав того, кто родил тебя о Господе: в таком случае не одолеют тебя лживые бесы».

Преподобный Феофан нас справедливо поучает: «Кто хочет быть большим, да будет вам слуга; и кто хочет быть у вас первым, тот да будет вам слуга».

«Знай, что покорность о Господе - крепкий покров». «Если ты пребываешь в послушании, то никогда не верь своему сердцу, ибо оно ослепляется ветхими пристрастиями». (преп.Авва Дорофей)

«Пою и разумею в пути непорочне, когда приидеши ко мне?» (Пс.100;2).

«Хорошо смирение - в нем покой и радость». (преп.Авва Дорофей)

«Доверие к себе для смиренного - остен и бремя». (преп. Иоанн Лествичник).

«Знай, что о прекословящих своему отцу радуются бесы, а смиряющемуся до смерти удивляются Ангелы». (преп. Семеон Новый Богослов).

Авва Антоний сказал: «Послушание с воздержанием укрощает зверей». А Авва Моисей сказал некоему брату: «Будем просить послушания, рождающего смирение и приносящего терпение, и великодушие, и сокрушение, и братолюбие, и любовь; ибо это суть воинственныя оружия наши». Очень справедливо поучал преподобный отец наш Макарий, что без всяких добродетелей можно спастись, а без смирения никто не спасся. Вон мытаь и благоразумный разбойник ничего не имели, а спаслись единственно смирением. А сатана все имел, кроме смирения, и пал навсегда... Поистине преподобный Григорий Синаит восклицает: «Чудо неизреченное и непостижимое, чтобы одною добродетелию, или точнее, одною заповедью некосненно взойти на небеса, как и одним преслушанием снизошли мы и нисходим до ада!»

Авва Моисей сказал: «Послушание бывает за послушание. Если кто слушает Бога, и Бог того послушает».

Пределом послушания св.Василий Великий поставляет смерть, смерть крестную. Великого рода и сана, исполненный всякой мудрости, св. Иоанн Дамаскин со всем усердием повинуется старцу простому,  и своими чистыми руками очищает все нечистые места в монастыре. Старцы говорили: «Если кто имеет веру к другому и самого себя отдает в подчинение ему, тот не имеет нужды внимать заповедям Божиим, а должен волю свою предать отцу своему, - и не останется виновным пред Богом».  Сказал старец: «Как земля не падает вниз, так и смиряющий себя не падает никогда». Ещё сказал старец, что смирение не гневается и не прогневляет никого.

Послушание Иоанна Лествичника старцу было так велико, что казалось совсем не имел он своей воли, в отношении же к братьям он держал себя просто и смиренно, никакого не перед кем не высказывая преимущества. «О пользе послушания скажут тебе все те, которые оставили делание оного, ибо тогда только узнали они, на каком стояли небе» (преп. Иоанн Лествичник).

«Господь слепые очи умудряет». «Видел я послушника, который прервав беседу наставника своего, сам продолжал оную, и я отчаялся пользы от его послушания, примечая, что сие служит  для него к гордости, а не к смирению ». «От послушания - смирение, от смирения - бесстрастие; ибо во смирении нашем помяну ны Господь и избавил ны есть от врагов наших». (Псал.135, 23, 24)

«Не обольщайся, сын, послушный Господу, духом самомнения,  и прегрешения свои  объявляй учителю не как от лица другого; без стыда невозможно избавиться от стыда». «Демон с делателями послушания старается иногда осквернить  их телесными нечистотами...». «Находящийся в поучении, победив две вражии лести (непослушание и самомнение), пребывает уже вечно послушным рабом Христовым». «Отцы определяют, что псалмопение есть оружие, молитва - стены, неукоризненные слезы - баня; а блаженное послушание, по рассуждению их, есть исповедничество, и без него никто из подверженных страстями не узрит Господа». «Послушание есть совершенное отречение от собственной души своей... Послушание есть гроб воли и воскресение смирения. Послушание есть отложение  рассуждения при богатстве рассуждения... Ибо послушание есть недоверие себе самому во всяком добром деле, даже до конца  жизни». (преп.Иоанн Лествичник). Но единственное послушание в наше время по слову свт. Игнатия - послушание с рассуждением: «Совесть да будет тебе зеркалом твоего повиновения; и сего для тебя довольно» (Лествица, сл.4, п.75)

«Лучше огорчить родителей, нежели Господа, потому что Господь и создал нас и спас, а родители любимых ими нередко губили и предавали на мучение» (преп.Иоанн Лествичник).

Подготовил Д.Соловьёв,

31 декабря 1995 г.

 
Еще статьи...
Недавно обновленные
Новое на сайте: