Добро пожаловать, Гость
Пожалуйста Вход или Регистрация.    Забыли пароль?
ВнизСтраница: 12
Сообщения темы: КАК ВОЗНИКЛИ ТАИНСТВА В ЦЕРКВИ?В ЧЕМ ИХ СУТЬ?
#2275
КАК ВОЗНИКЛИ ТАИНСТВА В ЦЕРКВИ?В ЧЕМ ИХ СУТЬ? 13 г., 7 мес. назад Репутация: 1
Отец Дмитрий
ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ!
Модератор
Постов: 1432
graph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Пол: Мужской Страна, город: Казахстан Актобе
Последнее редактирование: 23.01.2012 10:27 Редактировал Отец Дмитрий.
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#2276
КАК ВОЗНИКЛИ ТАИНСТВА В ЦЕРКВИ?В ЧЕМ ИХ СУТЬ? 13 г., 7 мес. назад Репутация: 1
Венчание — одно из семи Таинств Православной Церкви. Кто-то предпочитает вступить в Церковный брак сразу после гражданской регистрации, кто-то — спустя несколько лет, твердо утвердившись в своем желании. Ведь это очень серьезный шаг в жизни любого человека и его нужно совершить, в первую очередь, сердцем.

Этапы обряда венчания
Сначала проходит обряд Обручения жениха и невесты в притворе храма. Жених стоит справа, невеста слева. Священник трижды благословляет молодую пару венчальными свечами и передает их в руки жениха с невестой. После произнесения молитв батюшка надевает кольца на безымянные пальцы правой руки жениху и невесте и трижды обменивает их, символизируя, тем самым, отдачу молодожен друг другу. После этого жених с невестой торжественно выходят на середину храма.
Здесь начинается уже сам обряд Венчания. Молодожены становятся на белый или розовый рушник. Священник спрашивает об искренности желания вступить в брак и читает молитвы.

После этих молитв наступает самый главный момент. Благословляя сначала жениха, затем невесту священник венчает головы молодожен венцами.
Венцы имеют три символических значения:
— «царские венцы» — в знак провозглашения человека Царем творения;
— «мученические венцы» символизируют мученичество супругов, распинающих каждодневно свой эгоизм в браке;
— «венцы Царствия божия», символизирующие благочестивый путь в браке.
После этого читается Евангелие и молитвы о новобрачных.

Затем выносится общая чаша с вином, которая освещается. Новобрачные трижды пьют из чаши, символизируя тем самым совместное разделение радостей и горестей в супружеской жизни.

После этого священник соединяет правые руки молодожен и, накрыв их епитрахилией и своей рукой, трижды обводит вокруг аналоя, символизируя вечное шествие, которое началось в этот день.

Затем батюшка снимает венцы, произносит молитвы и отпуст. Подводит новобрачных к Царским вратам, где молодожены целуют венчальную пару икон и крест. Жених целует икону Спасителя, невеста — образ Богоматери.
На этом венчание заканчивается и все присутствующие могут поздравить новобрачных.
Отец Дмитрий
ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ!
Модератор
Постов: 1432
graph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Пол: Мужской Страна, город: Казахстан Актобе
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#2277
КАК ВОЗНИКЛИ ТАИНСТВА В ЦЕРКВИ?В ЧЕМ ИХ СУТЬ? 13 г., 7 мес. назад Репутация: 1
ТАИ Как я уже написал на главной странице, у Спасителя было при земной жизни 12 учеников, 12 Апостолов. Эти 12 Апостолов Христовых поставили первых Епископов Христианской Церкви. Те Епископы - следующих Епископов, а следующие Епископы, в свою очередь, Епископов, следующих после себя и т.д.
Ещё во время Своей земной жизни, Господь дал власть Своим ученикам "вязать и решить грехи" человекам. То есть Он дал им власть совершать Таинство исповеди. Когда священник разрешает человека на исповеди от грехов, то это Сам Господь его от грехов разрешает, т.к. священник - это приемник Апостолов, которым дана власть решить и вязать грехи.
Кроме того, во время Тайной Вечери Господь преподал Своим ученикам Тело и Кровь Свою. А им Он сказал: "Сие творите в Мое воспоминание!" Подчеркнём, что Он это сказал именно Своим ученикам, т.е. дал им власть совершения Таинства Причащения Тела и Крови Его. А Тело и Кровь Христовы - самая величайшая Святыня на земле, которая только может быть.
Таким образом, через священников, через приемников Апостолов, мы имеем возможность очищения от грехов и соединения с Богом. Что может быть выше этого?
Эту величайшую духовную власть Апостолы передали Епископам, а Епископы назначили себе в помощь священников и диаконов.
Посвящение во Епископа, священника или диакона называется Хиротонией. Но прежде, чем Вас посвящать во Епископа, Вы должны побыть священником (или пресвитером), а прежде чем стать пресвитером, Вы должны побыть диаконом. Это всё очень просто и понятно, это знают даже те, кто в Церкви не очень давно.
Обратим внимание на то, что посвящение в более высокие степени без посвящения в степени более низкие НЕВОЗМОЖНО !!!
Но если спросить, какие ступени предшествуют званию диакона, то тут выясняется, что люди иногда и понятия не имеют об этих ступенях.
Теперь мы с Вами поговорим о Хиротесии, без которой, стало быть, и Хиротония совершена быть не может. Но прежде, чем приступить к этой теме, следует дать несколько небольших комментариев.
Хиротесия - это не Таинство, в отличии от Хиротонии, которая является Таинством. Но из этого ещё не следует, что Хиротесия - это нечто незначительное, что это то, чем, как говорится [и, извините, как... считается!!!], можно пренебречь! Для тех, кто стремится пренебрегать этим священнодействием, которое совершается над посвящаемым на то или иное служение лицом, напомню, кем оно совершается: оно совершается Архиереем. Простите, приходилось сталкиваться с такими православными братьями и сестрами, и, к сожалению, не только братьями и сестрами, которые данное священнодействие, совершённое Архиереем, ни во что не ставят, впадая тем самым в ХАМСТВО по отношению к тому Архиерею, который это священнодействие совершил.
Это называется у таковых любителей словом "смирять". Только смирять не перед Богом, а перед собой, и смирять не посвящённое лицо, а того, кто его посвятил. Но это - тема для отдельного разговора. Но, кстати, спросите у любого военного человека: "Имеет ли право командир войсковой части на глазах у какого-нибудь сержанта, звание которому он присвоил лично сам, оскорблять и унижать лейтенанта, звание которому присвоил Министр Обороны?" А ведь Церковь земная, воинствующая, есть воинство Христово.
Непосредственно званию диакона предшествует звание иподиакона. И вот тут есть одна тонкость: бывают иподиаконы по должности, а бывают иподиаконы по званию. Но иподиаконов по званию в Церкви в настоящее время не очень много. Как правило (исключения, может быть, и есть, но я их на сегодняшний день не знаю), в наше время посвящают во иподиакона непосредственно перед Хиротонией во диакона.
Непосредственно званию иподиакона предшествует звание чтеца. И опять: бывают чтецы по должности, а бывают чтецы по званию.
О существовании звания чтецов в простом народе, извините, не знают!!!
В плане богослужебного поминовения большее значение имеет звание , а не должность. Подобно тому, как военнослужащий в воинстве земном поминается по воинскому званию и фамилии (майор Петров, капитан Воронин), так и в воинстве Христовом каждый христианин поминается по духовному званию и имени(игумен Платон, диакон Владимир). По крайней мере, такой же точки зрения придерживается мой епархиальный Архиерей.
То священнодействие, которое Архиерей совершает над посвящаемым во иподиакона или во чтеца, является Хиротесией. Я не пишу "называется Хиротесией", т.к. понятие Хиротесии не ограничивается только способом поставления низших членов клира. Есть понятие Хиротесии в протоиерея, Хиротесии во архимандрита, или, скажем, Хиротесии в протодиакона. Так же посвящение игумении женского монастыря называется Хиротесией. Хиротесия есть посвящение на какое-то отдельное частное служение. Этот факт действительно ставит Хиротесию существенно ниже по значению, чем Хиротонию, но это вовсе не умаляет значение Хиротесии, как таковой вообще.
Посвящённый Архиереем иподиакон называется хиротонисанный иподиакон, а посвящённый Архиереем чтец называется хиротонисанный чтец.НСТВО СВЯЩЕНСТВА
Отец Дмитрий
ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ!
Модератор
Постов: 1432
graph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Пол: Мужской Страна, город: Казахстан Актобе
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#2278
КАК ВОЗНИКЛИ ТАИНСТВА В ЦЕРКВИ?В ЧЕМ ИХ СУТЬ? 13 г., 7 мес. назад Репутация: 1
С чего начинать повествование?
А, может быть, не с чего, а с Кого начинать? Кто стоит на вершине Иерархии?
Само слово “Иерархия” означает “Священноначалие” (отсюда происходит и слово “Иерарх”, т.е. “Священноначальник” – синоним слова “Архиерей”, т.е. “начальник над священниками”).
Это понятие свято для нас, ибо во главе его стоит “Иерей во век по чину Мелхиседекову”, т.е. Сам Господь и Бог наш Иисус Христос. Он - не только Глава всей Церкви во всей её полноте, Он - и Основатель всей Церкви Земной, Основатель и, если хотите, Учредитель всей Её Иерархии, поставивший первых её начальников собственноручно!!!
При Свой земной жизни Он имел 12 учеников, или 12 Апостолов. Святые Апостолы передали полномочия своего служения первым епископам христианской Церкви. Заметим, что первоначально епископ и священник (или пресвитер) – это было одно и то же. Впоследствии епископы стали рукополагать себе в помощь пресвитеров, отличающихся от них только отсутствием права поставлять других служителей Церкви, при наличии права совершать все остальные Таинства. Таким образом произошло отделение друг от друга двух самостоятельных иерархических степеней, составлявших в Апостольские времена единое целое. Под этой степенью ещё в Апостольские времена была установлена степень диакона (роль и значение которой в Древней Церкви была, однако, иной, чем сейчас).
Уже ко второму веку образовалась та иерархия Священнослужителей, которую мы наблюдаем сейчас:
Епископ,
Пресвитер,
Диакон.
Правом поставления других священных лиц обладает только Епископ.
Эти три священные степени в сегодняшней Церкви называются степенями священнослужителей или степенями священства. Что касается первого наименования этих степеней, то здесь особые комментарии не нужны. Можно только добавить, что лицо, посвящённое в любую из этих степеней, называется священнослужителем (по принципу: масло масленое). Небольшая тонкость, правда, тут есть: как быть с Епископом? Некоторые его относят к священнослужителям, а некоторые не относят (говоря, что он старше, чем священнослужитель).
Что касается второго наименования этих степеней, то здесь можно поставить вопрос так: только ли эти степени являются степенями священства? Большинство посетителей сайта скажет утвердительно: “Да!”. И ещё прокомментирует: “Первая степень священства – диакон, вторая – пресвитер, третья – епископ”. Да я помню сам, как мы на уроках сравнительного богословия критиковали католиков: “У них Папа Римский – четвертая степень священства!” А я сам от себя добавлял: “и четвертое лицо… Пресвятой Троицы”. Но на самом деле попытка детерминировать всё и вся – это тенденция не православная, а католическая. А у нас так: ну есть небольшие разногласия в терминологии, ну и пусть будут. И это не по халатности нашей (и не по примитивизму…).
Тем, кто утверждает, что формула “Первая степень священства – диакон!” – единственно правильная формула, могу напомнить слова Архиерея при Хиротесии во чтеца: “Чадо! Первый степень священства чтеца есть!” (см. Чиновник Архиерейского служения). Противоречат ли эти две формулы одна другой? Для того, кто склонен всё детерминировать, конечно “да!”…
Итак, с иерархией священнослужителей, будем считать, что мы разобрались (для первого обхода):
Священнослужители

Теперь поговорим о более низших служителях Православной Церкви.
Ещё в Древней Церкви (четвертый век, или ранее) была степень иподиакона. Иподиаконы приготавливали Священные Сосуды для служения Литургии. Они имели право прикасаться к пустым Священным Сосудам, т.к. в Древней Церкви иподиаконы были не простые, а хиротонисанные. При Хиротесии во иподиакона им давалось право прикасаться к пустым (и только к пустым!) Священным Сосудам. В современной Церкви иподиаконы прислуживают при Архиерейском служении, причем они, как правило, – нехиротонисанные. Хиротесию во иподиакона совершают ныне прямо непосредственно перед Хиротонией во диакона, зачастую в тот же самый день.
После степени иподиакона следует степень чтеца. Она появилась в третьем веке. Как говорится, масло масленое, чтец читает. Ему при Хиротесии вручается Апостол, и не только вручается, но даётся прочитать из него. Есть такое поверие (надо полагать, что это – не суеверие), что эти слова из Апостола будут иметь отношение к его дальнейшему служению (нет специальных каких-либо стихов, которые он должен прочесть, Архиерей сам выбирает эти стихи наугад, как он захочет). Чтец является также и свещеносцем, т.е. носит свещу (свечу).
Вот здесь я бы хотел обратиться ко всем, кто был на уроках в Духовной Семинарии более внимателен, чем я грешный, или просто более начитан в соответствующей литературе. Подскажите, отцы: нам говорили, что проповедь с Амвона разрешена служителю Церкви “начиная от чтеца, но не ниже” (и только в Духовных школах она допускается в виде исключения до Хиротесии). Но я не могу найти, откуда взяты эти слова. В “Книге Правил…” я их не нашел. Я не считаю чем-то зазорным просить у своего читателя подсказки для собственного повествования. Интернет – не книга, а живое общение людей друг с другом, хотя и посредством неживой материи – техники.
В современной Церкви чтецов, как правило, не посвящают Архиерейским посвящением. Они так и исполняют свои обязанности без посвящения. Исключения следующие:
1. В последнем классе Духовной Семинарии.
2. Непосредственно перед Хиротонией во диакона.
3. В некоторых епархиях Русской Православной Церкви есть (или был недавно) обычай посвящать штатных чтецов при храмах.
В Древней Церкви была степень певец. Над певцом совершалась Хиротесия тем же чином, что и над чтецом. Но чтец считался старшим певцом.
В современной Церкви читают не только посвящённые Архиереем чтецы, а поют вообще непосвященные певцы. Да и часто, вообще некрещёные. Поэтому сейчас певцы не считаются клириками. Регент (начальник хора) однако считается клириком.
Относительно богослужебного поминовения чтецов и певцов.
Лично я поминаю с добавлением слова чтец исключительно только хиротонисанных чтецов. Если кто мне напишет по E-mail или на форум или в гостевую и назовёт себя чтецом, я буду воспринимать его, как хиротонисанного чтеца. Прошу это учитывать и в заблуждение меня не вводить.
Соответственно чтецов нехиротонисанных я поминаю, как просто рабов Божиих, без добавления слова “чтец”. Певцов я поминаю без добавления слова “певец”. Пока увидеть хиротонисанного певца я ещё не удостоился. Но если представится такая возможность – очень буду рад.
Некоторые лепят в записках для поминовения слово “чтец” и “певец” (иногда в искаженной форме “певчий”) направо и налево. Я с ними не согласен. Я склонен к тому мнению, которого придерживается мой епархиальный Архиерей.
Далее следуют пономари. Пономарь – это не звание, а только должность. Пономарь разжигает и подаёт кадило, носит свещу, подаёт теплоту и так далее. В современных приходских храмах я только в одном удостоился видеть живого пономаря, который был исключительно только пономарём, а не чтецом. В монастырях такие кое-где есть.
В современных храмах должность чтеца и пономаря, как правило совмещена. Т.е. чтецы не только читают в храме, но и прислуживают при Богослужении.
Ктиторы или старосты храмов также являются клириками. Но они совсем не обязаны участвовать в Богослужении.
Лично я смотрю так: если ктитор не только не посвящён ни в какую степень, но даже и не прислуживает при Богослужении, то он иерархически ниже, чем пономарь (за исключением, конечно, хозяйственных работ: в монастырях бывает так, что, извините, архимандриты работают на коровнике, а руководит ими какой-нибудь послушник [он их смиряет…], но это – не Богослужебное старшинство, не иерархическая субординация, а, так сказать, бытовая). Попробуйте доказать, что я здесь не прав. Будет интересно. А ведь некоторые батюшки с целью смирить чтецов специально предоставляют слово на банкете сначала старосте (зачастую женского пола), а потом уже чтецу (независимо от того, хиротонисанный он, или нет). Тоже смиряют… Но надо помнить, что трапеза – это продолжение Богослужения. Да, да! Именно так! Вспомните Древнюю Церковь! И наша субординация за трапезой должна соответствовать нашим иерархическим взаимоотношениям, а не взаимоотношениям на коровнике. Напомню священникам (простите за дерзость, но я обязан это сделать), что они не имеют право совершать ни Хиротонию, ни Хиротесию. И не имеют право лишать чтеца его Хиротесии, как они часто, простите, это делают, поминая за Богослужением Хиротонисанного чтеца без указания его духовного звания.
Теперь, что называется “для первого обхода” уже достаточно сказано о низших служителях, которых мы называем церковнослужителями:
Церковнослужители



Теперь совершаем второй обход. Перед нами общая структура всей Иерархии служителей Церкви Христовой.

Все служители подразделяются на Иерархию и клир. Здесь под словом Иерархия подразумевается не принцип подчинения одних служетеле другим служителям, а собственно сам Епископат. Напомним, что слово "Иерархия" означает "Священноначалие" (см. выше).
В Русской Православной Церкви Епископ непременно должен быть монахом. В некоторых Поместных Православных Церквах Епископ может быть просто неженатым, но необязательно иметь монашеский постриг. Все остальные лица могут быть женаты (один раз).
Отвечая на вопрос нашего собеседника на моём форуме раба Божия Олега разрешите добавить, что в католичестве не только Епископ, но даже и священник не может быть женатым.
Что касается того, почему православный Епископ не может быть женатым, то это делается для того, чтобы его дети не могли претендовать на Церковное имущество.
Отметим, что вступать в брак разрешается от чтеца и ниже, т.е. тем служителям, которые не имеют право прикасаться к Священным Сосудам (даже и к пустым, как хиротонисанные иподиаконы). Любой служитель, посвященный в степень от иподиакона и выше, не имеет права вступить в брак, если не был женат до своего посвящения в эту степень. Чтец имеет право вступить в брак после Хиротесии.

Отметим ещё, что лица, вступившие в брак дважды (после крещения) уже не могут быть посвящены ни в какую степень. Они и не имеют права входить в Алтарь.

Теперь подготовимся к третему обходу иерархической структуры.
Мы знаем понятия двух видов преимущества одних служителей над другими. Есть преимущество старшего, а есть преимущество первого среди равных.
Патриарх, Митрополит, Архиепископ и Епископ равны по благодатным дарованиям. Все они имеют степень священства “Епископ”. Но преимущество одних перед другими следует в указанном порядке. Что это за преимущества? Это преимущества “первого среди равных”. Правда сказать, с Архиепископом и Митрополитом не всегда везде одинаково обстоят дела. Архиепископ может быть выше или ниже Митрополита (в Русской Православной Церкви – ниже). Но опять разрешите подчеркнуть, что здесь выше и ниже – субординация первого среди равных, а не старшего по степени священства.
Чем отличается Епархиальный Архиерей от Викарного и каковы преимущества Первосвятителя (для Русской Православной Церкви – Патриарха) перед другими Иерархами данной Поместной Церкви, разрешите оставить для следующего обхода и следующего обновления. Относительно Первосвятителя разрешите упомянуть в этой редакции страницы только один факт: в Православии нет единого земного Первосвятителя, стоящего над всеми Епископами всей Православной Церкви. Есть только Первосвятители в каждой отдельно взятой Поместной Церкви. Церковь, пребывающая во веки, должна иметь и Главу, пребывающую во веки, то есть Христа. Сам Господь Иисус Христос есть Первоверховный Архиерей всей полноты Православной Церкви.
Все Архиереи старше всех священников. Все священники старше всех диаконов.
Но тут следует упомянуть и о том понятии слова Хиротесия, какое не раскрыто на соответствующей странице данного сайта (“Что такое Хиротония и что такое Хиротесия”) в связи с тем, что изначально малое количество информации сопряжено с упрощённым её изложением (так называемый “примитивизм”…).
Например, Хиротесия в протодиакона, совершаемая над диаконом, Хиротесия в протоиерея или в архимандрита. Эта Хиротесия не даёт никаких видимых преимуществ. Это только преимущество первого среди равных, а не старшего. Так, например, иерей также имеет право совершения шести Таинств церковных (кроме Таинства Священства), как и протоиерей.

Упомянем и о различных духовных званиях, относящихся к одной и той же степени Священства “Пресвитер”. Эти звания таковы:
Протопресвитер – это наместник Патриаршего Собора, или старейший клирик Патриаршего Собора.
Протоиерей.
Иерей.
Священники могут быть или не быть монахами.
Иерей в монашестве соответствует иеромонаху.
Протоиерей, не награждённый митрой, в монашестве соответствует игумену.
Протоиерей, награждённый митрой, т.е. митрофорный протоиерей принимает в монашестве соответствует архимандриту.
Если иеромонах принимает схиму, он становится иеросхимонахом (гораздо реже используется выражение “схииеромонах”, /в духовной литературе гораздо реже, а просторечии – чаще/).
Игумен и архимандрит в схиме будут соответствовать схиигумену и схиархимандриту.
Монашество не влияет на старшинство духовных лиц (если и влияет, то при прочих равных условиях). Однако есть традиция при совершении монашеского пострига понижать священника в звании. Это связано вовсе не с тем, чтобы какое-то более низкое звание при наличии монашества соответствовало бы какому-то более высокому званию при его отсутствии. Когда протоиереи немитрофорные и иеромонахи становятся возле Престола, то протоиереи немитрофорные занимают, конечно, места среди игуменов. Но если какой-нибудь немитрофорный протоиерей примет монашество, то он – есть такая традиция – становится иеромонахом. И теперь уже при соборном служении он не будет занимать место среди игуменов, которое занимал ранее (может быть, даже более почётное, чем некоторые из них). Он займёт место среди иеромонахов, но и над ними он первенствовать не будет, т.к. при постриге – есть такая традиция – с него снимается и наградной четырёхконечный крест. С чем же связана такая традиция? Монаху (особенно только что принявшему постриг) положено смиряться. Вот его и смиряют.

Теперь о различных званиях степени священства “Диакон”:
Архидиакон – главный диакон при Патриархе (при Первосвятителе) или старейший диакон при монастыре.
Протодиакон – старший диакон при Архиерее, не являющемся Первосвятителем, или старший диакон собора.
Диакон.
Очень своеобразно звучит то духовное звание, которым именуется диакон-монах. Это звание – иеродиакон. Наверное, ничего другого просто невозможно было подобрать, так, чтобы это звучало достаточно благолепно и красиво. Наименование “иеродиакон” вовсе не содержит никакого намёка на то, чтобы диакон-монах был ближе к иерейскому (священническому) служению, чем просто диакон. Если перевести на русский язык первый корень этого слова, не переводя при этом второй, то получится “священнодиакон”. А зачастую на ектение поминают иереев и диаконов с добавлением слова “священно”: священноиерея Петра, священнодиакона Павла.
Кстати, если перевести оба корня слова “священнодиакон”, то получится “священнослужитель”… Но это не означает, что все священнослужители являются иеродиаконами. А переведите “священноиерей”, что получится? Но православных никогда не смущала, не смущает и не будет смущать некая кажущаяся несуразица в этих делах. Мы не стремимся детерминировать всё и вся.
Упомянем ещё и о том, что ту часть духовенства, которая имеет монашеский постриг, называют чёрным духовенством, а ту часть духовенства, которая не имеет монашеского пострига, называют белым духовенством. ИЕРАРХИЯ ДОСТУПНЫМ ЯЗЫКОМ
Отец Дмитрий
ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ!
Модератор
Постов: 1432
graph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Пол: Мужской Страна, город: Казахстан Актобе
Последнее редактирование: 23.01.2012 10:42 Редактировал Отец Дмитрий.
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#2295
КАК ВОЗНИКЛИ ТАИНСТВА В ЦЕРКВИ?В ЧЕМ ИХ СУТЬ? 13 г., 7 мес. назад Репутация: 0


В более широком смысле Богослужение-это исполнение воли Божьей. Оно началось на земле со времени сотворения первых людей и стояло не в каких-либо определённых церковных службах, как ныне, но в свободном прославлении Бога и излиянии перед Ним своих благоговейных чувств.
После грехопадения человека его деятельное стремление к Богу и желание приобрести Его благоволение выражались в молитвах и жертвоприношениях. Принесение жертвы отражало понимание того что всё, имеющееся у человека, принадлежит не ему, но его Создателю. Соединение молитв и жертвоприношений должно было напоминать людям и о том, что Бог принимает их молитвы ради той жертвы, которую впоследствии принёс за всех Иисус Христос.
Во времена патриархальные, от Адама до Моисея, Богослужение совершалось от лица семей главами их, патриархами, в местах и во времена по их усмотрению. При Моисее же, когда потомки Израиля образовали целый народ, Богослужение стало совершаться от лица всего народа, и тогда для совершения его были установлены и определённое место, и время, и священные лица, и самые его формы.
Начало Богослужению новозаветному положил Иисус Христос, повелев апостолам совершать установленные Им Таинства, проповедовать Евангелие по всему миру и совершать частную и общественную молитвы. Апостолы определили характер нового Богослужения и полноту его. Богослужение совершалось в воскресные дни поставленными через рукоположение епископами, священниками и диаконами. Оно состояло из молитв, песнопений, чтения слова Божия, проповеди и совершения Таинств, главным из которых было таинство Евхаристии.


Богослужение Православной церкви составляют совершаемые по определённому чину (порядку) молитвословия и священнодействия, посредством которых обнаруживается вовне внутренняя религиозная вера и багоговейные чувства православных христиан. Через Богослужение и Таинства они входят с Богом в общение и получают благодатные силы для праведной жизни. Богослужение условно делится на два вида: общественное и частное.
Общественное Богослужение совершается в храме священнослужителями, законно поставленными для этого через Таинство Священства, и служит для удовлетворения потребностей всех православных христиан. Общественное Богослужение состоит из постоянных церковных служб. К числу постоянных служб относятся: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия.
Частное Богослужение совершается священнослужителями по требованию одного или нескольких членов церкви для удовлетворения благодатными средствами их религиозных нужд. Оттого службы эти и называются требами. Этот вид Богослужения охватывает таинства, молитвословия и молебные пения на разные случаи. Таковыми могут быть: брак, крещение, погребение, покояние,водоосвящение и другие.
Алена
Постов: 1359
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Последнее редактирование: 25.01.2012 12:48 Редактировал Алена.
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#2296
КАК ВОЗНИКЛИ ТАИНСТВА В ЦЕРКВИ?В ЧЕМ ИХ СУТЬ? 13 г., 7 мес. назад Репутация: 0


Слово литургия в переводе с греческого языка означает общественная служба. Эта са­мое главное богослужение в православной Церкви. Совершается оно в храме Божием.
Литургия посвящена вспоминанию Тайной Вечери Иисуса Христа, на которой апосто­лы впервые вкусили под видом хлеба и вина Тела и Крови Самого Господа, и Он сказал им: «Сие творите в Мое воспоминание».
С тех пор верующие, по примеру апостолов, причащаются Тела и Крови Господа, в ко­торые таинственным образом пресуществляются на литургии хлеб и вино.
В глубокой древности был установлен порядок литургии. По преданию первым ее со­ставителем был брат Господа апостол Иаков.
Литургия состоит из проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных. Слово про­скомидия означает принесение. Во время проскомидии приготавливается хлеб и вино для принесения Бескровной Жертвы за грехи людей. В ходе литургии оглашенных христиане (верные) приготавливаются к таинству. В это время в храме могут присутствовать и те, кто еще не принял святое крещение, а только готовится к этому (оглашенные). В ходе литургии верных в алтаре священнослужители совершают само Таинство, а в храме в это время полагается присутствовать только христианам (верным). Чаще всего в течение года совершается литургия по чину святителя Иоанна Златоустого.
Приготавливаясь к совершению литургии, священнослужители накануне вечером прочитывают положенные молитвы и после сего воздерживаются от пищи и пития. Приходя в церковь перед литургией, они становятся перед Царскими Вратами и молятся Господу, после сего они входят в алтарь, трижды повергаются пред святым престолом, целуют его и святое Евангилие и начинают облачаться.




Та часть литургии, во время которой священнослу­жители приготавливают все необходимое для соверше­ния Таинства, называется проскомидией. Она совер­шается на жертвеннике, который находится в алтаре налево от престола.
Проскомидию священник начинает тем, что, взяв просфору, трижды делает над ней крестное знамение копьем, вырезает из нее четырехугольную часть. Эта часть называется Агнцем и на литургии верных таинст­венно пресуществляется в Тело Христово. Священник полагает Агнца на средину дискоса, крестообразно надрезает и прободает (пронзает) в правую сторону.
Вслед за тем священник соединяет красное вино с водой И вливает его в потир, то есть в чашу для таинствен­ного пресуществления его за литургией верных в Кровь
Христову.
Окончив эти приготовления, священник вынимает части еще из четырех оставшихся просфор: из второй - в честь Богоматери, полагая ее с правой стороны Агнца; из третьей - девять частей в честь девяти чинов святых, полагая их с другой стороны Агнца в три ряда; из четвертой - за здравие духовного начальства и всех православных христиан; и из пятой - за упокой души всех право­славных христиан, полагая их ниже Агнца, и присоединяя к ним части, вынутые из просфор, при носимых народом.
В заключение священнослужитель ставит над дискосом звез­дицу для сохранения частиц в порядке, покрывает дискос и потир тремя пеленами и кадит пред ними, молясь Господу, чтобы Он помянул тех, кем и за кого принесены Дары, и сподобил священ­нослужителей неосужденно совершить Таинство. Проскомидия посвящена благоговейному воспоминанию обстоятельств рождения Богомладенца от Девы Марии и крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа.






После проскомидии священник начинает первую часть ли­тургии, которая называется литургией оглашенных. Это на­звание связано с тем, что в древние времена верующие, кото­рые готовились к крещению, назывались оглашенными; о них было оглашено (объявлено), что они желают присоединиться к Церкви. Оглашенные допускались к слушанию лишь пер­вой части литургии.

После великой и двух малых ектений (прошений) и пес­ни: «Единородный Сыне» в этой части литургии совершает­ся так называемый малый вход, или вход с Евангелием. Он совершается после пения или чтения евангельских запове­дей о блаженствах.

Из алтаря на амвон (возвышение перед алтарем) в север­ные боковые двери выходят диакон, который несет на руках Евангелие, а за ним священник. Остановившись у царских врат, диакон обращается к священнику и спрашивает благословения на вход, после чего возвышает в царских дверях Евангилие и возглашает: "Премудрость, прости!", на что народ или от его лица певчие отвечают: "Приидите, поклонимся и припадём ко Христу..."

Возглас диакона к народу означает призыв принимать в простоте сердца мудрое благовествование апостолов и евангелистов, а ответ выражает полную благовейную преданность верующих Христу и его учению.
За малым входом, после пения Трисвятой песни, следует чтение Апостола, а затем и Евангелия. Перед этим диакон вновь обращается к народу: «Премудрость, вонмем!» Священник призывает на всех мир и благословение Божие: «Мир всем», на что клир от лица всех верующих отвечает: «И духови твоему», то есть желает и его душе того же мира и благословения Божия.
Перед чтением Апостола поют прокимен. Прокимном называется стих из Священного Писания, который содержит какое-либо указание на то, что будет читаться. Во время чтения Апостола священник восседает, а диакон кадит весь народ.
Пред Евангелием во время чтения предстоит свеча. Когда в храме идет чтение Апостола и Евангелия, нужно не молиться, а внимательно слушать слова апостолов и Самого
Иисуса Христа, в знак чего верующие должны наклонить головы.
Малый вход или вход с Евангелием, напоминает верующим о выходе Иисуса Христа на всемирную проповедь и его первом появлении на поприще общественного служения.




Призывом диакона к верным (тем верующим, которые уже приняли святое крещение)
«Господу помолимся!» начинается вторая, главная часть литургии, которая называется литургией верных. После двух ектений воспевается Херувимская песнь. Она называется так потому что верующие приглашаются отложить все житейские заботы, чтобы, уподобившись Херувимам прославить Царя всех.Песнь эта разделяется на две части, между которыми совершается так называемый великий вход, или вход с Дарами. Священнослужители переносят с жертвенника на престол дискос с Агнцем и потир с вином и водой. При этом они поминают всех православных христиан с духовной властью во главе.
При появлении священнослужителей с Дарами из северных врат и до внесения их в царские врата молящиеся преклоняют головы, прося Господа помянуть их во Царствии Своем.
Явление Даров народу именуется великим входом потому, что в древних храмах жертвенник устраивался в помещении, отдельном от алтаря. Для перенесения Даров с жертвенника на престол священнослужители должны были, выйдя из помещения, где находится жертвенник, войти в алтарь чрез царские двери. Великий вход с Дарами предшествует той части литургии, которая посвящена Совершению Таинства пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Великий вход напоминает верующим то знаменательное событие земной жизни Богочеловека, когда господь, неправедно осужденный на позорную казнь, принуждён был Своими врагами и истязателями нести на плечах тяжёлое орудие этой казни-Крест.
После Херувимской песни царские врата и боковые двери алтаря плотно закрываются в знак того, что никто не может считать себя достойным видеть совершение величайшего Таинства, кроме участников священнодействия.
Все следующие затем молитвословия, песнопения и священнодействия подготавливают
сердца верующих к восприятию нисходящей посредством Святых Тайн благодати Божией.
Заканчиваются эти молитвословия молитвой "Отче наш...", который научил нас Сам пострадавший за нас Господь. Верующие испрашивают от Него хлеба насущного, то есть не только хлеба для утоления голода, но и благодатной пищи - Святого Тела и Крови Спасителя.
Священник и диакон в это время совершают необходимые приготовления к Таинству, и когда после молитвенного призывания Духа святого на предложенные Дары пресуществеление совершается, священник раздробляет агнца на четыре части, причащается Святых Тайн сам с диаконом и остальные части раздробляет по числу причащающегося народа.
Затем диакон открывает царские врата, возносит чашу пред народом и возглашает: "Со страхом Божиим и верою приступите".
Сразу же после первого явления народу Тела и Крови Христовых начинается причащение Святых Тайн удостоившихся этого мирян.
Каждый верующий благоговейно приближается к священнослужителям, произнося вслед за священником молитву: "Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын бога живаго...", делает земной поклон перед святой чашей и затем причащается Святых Тайн из рук священника.
После этого, приложившись к краю чаши, отходит в сторону и выпивает несколько глотков так называемой теплоты, то есть теплого вина с водой.
После причащения святых Тайн священник призывает благословение на причастников, а с ними и на всех верующих как на достояние Божие. Предстоящие радостно отвечают, что они увидели Истинный Свет, приняли духа Небесного обрели веру истинную и поклоняются нераздельной Троице, которая спасла их.


Алена
Постов: 1359
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Последнее редактирование: 25.01.2012 13:57 Редактировал Алена.
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
ВверхСтраница: 12
Модераторы: Татьяна, Отец Дмитрий
Недавно обновленные
Новое на сайте: