Добро пожаловать, Гость
Пожалуйста Вход или Регистрация.    Забыли пароль?
ВнизСтраница: 1...6789101112...23
Сообщения темы: СЕГОДНЯ...
#5254
СЕГОДНЯ... 12 г., 9 мес. назад Репутация: 0


"Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем светлый праздник молниевидного Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В этот день побеседуем о духовном бесчисленном мире ангельском, об их свойствах, об их чиноначалии и о безмерной благости Божией, причислившей нас, христиан православных, к этому ангельскому собору и составившей одну Церковь из Ангелов и человеков, а затем о нашей обязанности чтить их по достоинству и подражать им по силе, как будущим нашим согражданам в небесном отечестве, о чем и молим усердно Господа Бога, общего нашего Творца.

Святой Кирилл Александрийский говорит: если наша земля, эта как бы одна точка между мирами, носит на себе такое бесчисленное множество людей и всяких существ, то во сколько раз больше имеет в себе обитателей невещественное небо, великое и необъятное никаким умом?

Ангелы имеют духовную, невещественную, тонкую, бессмертную природу, свободную от всякой тли, но ограниченную, не такую, как Сам Господь, Дух — всюду сущий и единый, безначальный и все наполняющий. Он привел Ангелов из небытия в бытие, словом Своим освятил и за непреклонность к злу утвердил их непадаемо Духом Святым (т.е. они уже не могут впасть в грех); природа их полна чудного, немерцающего света, святости, благости, красоты, премудрости, силы, бессмертия, пламенной любви к Творцу, и друг к другу, и к людям, коих спасению они радуются и желают иметь их своими вечными согражданами в стране вечного света и нетления, мира и радости. Святой Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла, восхищенного Духом Святым до третьего неба, услышал от него таинственное учение об ангельском мире, записал его и передал Церкви.

Ангельский мир разделяется на девять порядков, а эти — каждый на три чина. Первые и световиднейшие Ангелы (Михаил и Гавриил), как светлая заря Безначальной Троицы, предстоят непосредственно пламенеющему Престолу Божию, просвещаются неприступным светом Его и подают просвещение и ведение тайн Божиих следующим за ними чинам, и низшие чины управляются премирно высшими. Такое небесное гражданство, такой премирный, святой, пресветлый, благостный собор небожителей называется небесной иерархией.

Подивимся Божию всеблагому и премудрому Промыслу, безмерной благости Его, предназначившей нас к бесконечному сожительству и блаженству вместе с Ангелами в нашем будущем отечестве и составившей одну Церковь из Ангелов пресветлых и нетленных, и человеков избранных и достойных. Какое неизобразимое никаким человеческим языком блаженство ждет верных Богу христиан, если они до конца пребудут верными своему христианскому званию! Для того, чтобы нам удостоиться вечного сожития и блаженной жизни вместе с Ангелами на небе, мы должны стараться чтить их, подражать их святости, смирению, любви, всецелой преданности Богу и возвышенности помыслов, жить воздержанием, молитвою и постом, милосердием и сочувствием друг к другу, горячею взаимною любовью.

Священные боговдохновенные зрители тайн Божиих и ангельских видений — пророки и евангелисты — видели Ангелов в таинственном видении дружественно обращающими лица свои друг к другу и согласно воспевающими Святую Троицу. Это научает и нас относиться друг к другу с горячей любовью и жить в единомыслии, служа усердно общему всех Творцу.

Слава безмерной благости Божией, приготовившей нам Царство вечное, Царство света немерцающего, мира и блаженства непоколебимого, вместе с бесчисленными соборами Ангелов!

Употребим малое здешнее время на преуспеяние в христианской добродетели, чтобы наследовать это бесконечное блаженство, которого да и сподобит нас Господь молитвами Пречистой Богоматери и предстательством честных Небесных Сил бесплотных, особенно светозарных, молниевидных Михаила и Гавриила, и святых Ангелов Хранителей наших. Аминь."

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Алена
Постов: 1359
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Последнее редактирование: 19.11.2012 19:14 Редактировал Алена.
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#5255
СЕГОДНЯ... 12 г., 9 мес. назад Репутация: 0

Меняя трижды Знак Любви,
Мечом Надежду утверждая,
Творит Архангел Михаил,
Защитный купол воздвигая.
Он вверх стремит Свой Синий Меч
И Меч тот Пламенем сияет.
И тает мрака чад и тлен,
Нас к новой жизни возрождая.
Архангел Светлый! Душ поток
Проходит пред Тобою строем.
И каждой Ты даёшь урок,
Защитный Свет даёшь узором.
Узор тот движется, неся
Душе блаженство и защиту.
И кажется, что вся Душа
Архангела тебе открыта.
Сияньем Светлого Луча
Ты шлёшь землянам просветленье.
Сознание Христа творя,
Ведёшь дорогой Вознесенья!
Архангел Светлый Михаил!
Твой Синий Меч горит Зарёю.
Зарёю Радуги зажги
И подними их над Землёю.
Архангел счастья, Светоч наш!
Тебя мы любим! Нет сомненья
В том, что наступит Света час
И встанет Радугой прозренье
Иных задач, иных забот,
Иных решений в Мире новом.
Веди, Архангел, нас вперёд
И дай Любви потоку снова
Насытить Землю, оживить
В нас радость, молодость и счастье.
Архангел Михаил стоит
Бронёй защитной от ненастья!

Алена
Постов: 1359
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Последнее редактирование: 19.11.2012 19:30 Редактировал Алена.
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#5270
СЕГОДНЯ... 12 г., 9 мес. назад Репутация: 0


История создания гимна Агни Парфене

1 октября 1846 года в селе Силиврия, в восточной Фракии, у Димоса и Василики Кефалас родился пятый ребенок. При крещении мальчик получил имя Анастасий.

Благочестивые родители воспитывали своих детей в любви к Богу: с ранних лет обучали детей молитвенным песнопениям, читали им духовную литературу. Анастасию больше всего нравился 50-й псалом, он любил многократно повторять слова: "Научу беззаконные путем Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся". Анастасий мечтал получить христианское образование, но, закончив начальную школу, вынужден был оставаться в родном селе, так как в семье не было денег, чтобы послать его на учебу в город.

Когда Анастасию исполнилось четырнадцать лет, он упросил капитана судна следовавшего в Константинополь взять его с собой...

В Константинополе юноше удалось устроиться на работу в табачный магазин. Здесь Анастасий, верный своей мечте — духовно помогать ближнему, начал писать на кисетах и обертках табачных изделий изречения святых отцов. На мизерную зарплату не возможно было полноценно питаться, а о покупке одежды не могло быть и речи. Анастасий, чтобы не впасть в уныние, непрестанно молился. Когда одежда и обувь износились, он решил обратиться с просьбой о помощи к самому Господу.

Господу Иисусу Христу на Небеса...

Рассказав в письме о своем бедственном положении, он написал на конверте следующий адрес: "Господу Иисусу Христу на Небеса". По дороге на почту, он встретил хозяина соседнего магазина, который, пожалев босого юношу, предложил отнести его письмо. Анастасий с радостью вручил ему свое послание. Изумленный торговец, увидев необычный адрес на конверте, решил вскрыть письмо, а, прочитав его, сразу же послал на имя Анастасия деньги. Вскоре Анастасию удалось устроиться на работу смотрителя в школе при подворье храма Гроба Господня. Здесь ему удалось продолжить свое образование.


Вскоре Анастасий получил место учителя в селе Лифи на острове Хиос. Семь лет Анастасий не только преподавал, но и проповедовал "слово Божие". В 1876 году Анастасий становится насельником монастыря Нео Мони (Нового Монастыря).

7 ноября 1876 года Анастасий был пострижен в монашество с именем Лазарь. 15 января 1877 года митрополит Хиосский Григорий рукоположил Лазаря в сан диакона, с новым именем Нектарий. Молодой дьякон по-прежнему мечтал учиться, в своих ежедневных молитвах он просил Господа предоставить ему эту возможность.


По промыслу Божиему, один благочестивый богатый христианин предложил молодому монаху Нектарию оплатить дорогу и обучение. С 1882 года по 1885 год дьякон Нектарий учится на богословском факультете Афинского университета. После завершения образования, по рекомендации своего благодетеля, он переезжает в Александрию.

Свято-Никольский храм г. Каира


23 марта 1886 года дьякона Нектария рукополагают во священника. Отец Нектарий получает назначение в Свято-Никольский храм г. Каира. В этом же храме вскоре его возводят в сан архимандрита, а спустя некоторое время Патриарх принимает решение о присвоении ему титула Верховного Архимандрита Александрийской церкви.

15 января 1889 года Верховный Архимандрит Нектарий рукополагается во архиерея и назначается митрополитом Пентапольской митрополии. В те годы Владыка Нектарий писал: "Сан не возвышает своего обладателя, одна лишь добродетель обладает силой возвышения". Он по-прежнему стремится стяжать любовь и смирение.

Добродетельная жизнь Владыки, его необычайная доброта и простота, вызывали не только любовь и уважение верующих. Влиятельные люди патриархии опасались, что всеобщая любовь к святителю приведет его в число претендентов на место Святейшего Патриарха Александрийского.

Клевета

Влиятельные люди патриархии оклеветали святителя. По своему глубочайшему смирению праведник даже не попытался оправдаться...

"Добрая совесть — это самое великое из всех благ. Она — цена душевного мира и сердечного покоя", — говорил он в своих проповедях, покидая свою кафедру навсегда. Митрополит Пентапольский был уволен в отставку и должен был покинуть египетскую землю.

Вернувшись в Афины, Владыка Нектарий семь месяцев живет в страшных лишениях. Тщетно он ходит по инстанциям, его нигде не принимают...

Именно в это время святитель Нектарий Эгинский записал молитву: Αγνή Παρθένε Δέσποινα, Άχραντε Θεοτόκε...

Произошло это так. Однажды, когда святитель Нектарий Эгинский, изможденный нищетой и потрясенный предательством и недоверием всех своих друзей и близких, молился в сокрушении, на сердце его опустился удивительный мир. Казалось, он слышит стройное пение. Догадываясь, что происходит, он поднял глаза и увидел Пресвятую Богородицу в сопровождении сонма ангелов, поющих особым напевом:

Чистая Дево Госпоже, Пресвятая Богородице,
Радуйся, Невесто неневестная.
Царице Мати Дево, Руно всех покрывающее,
Радуйся, Невесто неневестная.
Превысшая Небесных Сил, Нетварное Сияние.
Радуйся, Невесто неневестная.
Ликов девичьих Радосте, и Ангелов Превысшая,
Радуйся, Невесто неневестная.
Небес Честная Сило, и Свете паче все светов,
Радуйся, Невесто неневестная.
Честнейшая Владычице всех Небесных Воинств,
Радуйся, Невесто неневестная...

Тотчас скорбь и воспоминание о предательстве превратились в такую сладость, что святителю хотелось только благодарить Бога за все происшедшее. Пресвятая Богородица повелела святому записать эту песнь, чтобы люди пели ее вместе с ангелами... Поистине, удивитеьны судьбы Божии!

Впоследствии эта молитва стала известным гимном. А причина ее написания - клевета... Поистине, разве диавольская клевета не является величайшим благодеянием душе? Разве можно минуя ее запрыгнуть на небо?

Монастырь Святого Нектария, в котором провел последние годы жизни Cвятой Нектарий и в котором хранятся его останки

Мэр города, узнав о бедственном положении, в котором находился Владыка Нектарий, добился для него места проповедника в провинции Эвбея. Слава о необычном проповеднике из провинции скоро дошла до столицы и до греческого королевского дворца. Королева Ольга, познакомившись со старцем, вскоре стала его духовной дочерью.

Благодаря королеве Владыка назначается директором Духовной школы - Владыка сам тайно убирал школу, чтобы никто не заметил отсутствие заболевшего работника...

Монастырь на острове Эгина

В 1904 году Владыка Нектарий основал женский монастырь на острове Эгина. На собственные средства ему удалось купить небольшой участок земли, на котором находился заброшенный, полуразрушенный монастырь.

Некоторое время старец Нектарий одновременно руководил школой и монастырем, но вскоре он уходит из школы, и переселяется на остров Эгина.


Духовные чада старца рассказывали, что Владыка не гнушался никакой работы: сажал деревья, разбивал цветники, убирал строительный мусор, шил тапочки для монахинь. Он был безгранично милостивым, быстро отзывался на нужды бедных, часто просил монахинь отдать последнюю еду бедным посетителям. По его молитвам на следующий же день в монастырь привозили продукты или денежные пожертвования...

Эгина

Двенадцать последних лет своей жизни он провел на этом острове... Духовные чада старца рассказывали, что благодаря молитвам старца Нектария не только обстановка на острове изменилась в лучшую сторону (прекратились разбой и грабежи), но и изменился климат. Крестьяне не раз обращались за молитвенной помощью к старцу во время засухи: по молитве Владыки Нектария благодатный дождь сходил на землю.

В сентябре 1920 года семидесятилетнего старца отвезли в больницу в Афины. Владыку определили в палату для бедных неизлечимо больных людей. Два месяца врачи пытались облегчить страдания тяжелобольного старца (у него было обнаружено острое воспаление предстательной железы). Владыка мужественно переносил боль. Сохранились свидетельства медицинских работников о том, что бинты, которыми перевязывали старца, источали необычайные аромат.

8 ноября 1920 года Господь призвал к себе душу Владыки Нектария. Когда тело почившего стали переодевать, его рубашку случайно положили на кровать лежащего рядом парализованного больного, он исцелился...
Алена
Постов: 1359
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Последнее редактирование: 22.11.2012 00:09 Редактировал Алена.
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#5271
СЕГОДНЯ... 12 г., 9 мес. назад Репутация: 0
Алена
Постов: 1359
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Последнее редактирование: 22.11.2012 00:26 Редактировал Алена.
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#5290
СЕГОДНЯ... 12 г., 9 мес. назад Репутация: 0


Святитель Иоанн Милостивый, Патриарх Александрийский, родился на Кипре в VI веке в семье знатного вельможи Епифания. В пятнадцатилетнем возрасте ему было видение, которое оказало влияние на всю его последующую жизнь.

В образе красивой девицы в светлой одежде с масличным венком на голове, ему явилась высочайшая добродетель - милосердие, и сказала: «если сделаешь меня своей подругой, то я исходатайствую тебе у Царя великую благодать и приведу тебя к Нему, ибо никто не имеет у Него такой силы и дерзновения, как я. Я его свела с неба и облекла в плоть человеческую».

Эта добродетель и была спутницей всей его жизни, за что святитель Иоанн был прозван в народе - МИЛОСТИВЫМ. «Тот, кто надеется на милосердие Божие, должен быть, прежде всего, сам милостивым ко всем», - говорил святой Иоанн.

По воле родителей он вступил в брак и имел детей. Жена и дети святого умерли, а он принял монашество и стал строгим постником, молитвенником и братолюбцем.

Духовные подвиги и добродетели стяжали святому Иоанну известность, и, когда овдовела патриаршая кафедра в Александрии, император Ираклий и все духовенство упросили его занять патриарший престол.

Ревностный святитель достойно нес архипастырское служение, заботясь о духовном воспитании пасомых. Во время своего патриаршества он обличил ересь монофилита - антиохийца Фуллона и изгнал из Александрии его последователей. Но главным своим долгом святитель считал милостыню и благодеяние всем страдальцам. В начале своего патриаршего служения он приказал произвести учет нищих и убогих в Александрии, которых оказалось свыше семи тысяч человек. Всем этим несчастным Святитель давал ежедневно бесплатное пропитание.

Подпись: Каждую среду и пятницу он выходил к дверям патриаршего собора и разбирал распри, помогал обиженным, раздавал милостыню. Трижды в неделю он посещал больницы, оказывал помощь недужным.

В то время император Ираклий вел тяжелую войну с персидским царем Хазроем II. Персы разграбили и сожгли Иерусалим, захватив множество пленных. Святой Патриарх Иоанн выделил большую часть церковной казны для их выкупа.

Святитель никогда не отказывал просящим. Однажды по дороге в больницу он встретил нищего и велел дать ему 6 сребреников. Нищий, переменив одежду, обогнал патриарха и снова стал просить милостыню. Иоанн снова дал ему 6 сребреников. Когда же нищий в третий раз попросил подаяние, и слуги стали гнать назойливого просителя, Патриарх велел дать ему 12 сребреников, сказав: «Не Христос ли искушает меня?». Два раза Святитель давал деньги купцу, терпевшему кораблекрушения, а на третий раз дал ему принадлежавший патриархии корабль, наполненный пшеницей, на котором купец совершил благополучное путешествие и возвратил долг.

Когда проходил день, Иоанну не приходилось кому-либо помочь, этот день он считал потерянным, и со слезами произносил: «В этот день я ничего не принес моему Искупителю за грехи мои!». Известен случай, который свидетельствует о необычайной скромности святителя Иоанна. Один богатый вельможа, узнав, что патриарх укрывается простым одеялом, прислал в подарок ему дорогое одеяло. Святитель Иоанн, хотя принял подарок, но ни на минуту не смог уснуть: «Горе мне, лежу под таким богатым покровом, а братья Христовы, бедные, в это время, может быть умирают с голода и без сна на морозе проводят ночь». На другой день Святитель велел продать одеяло, а деньги раздать бедным. Вельможа, увидев одеяло на рынке, вновь купил его и отослал Патриарху. Так продолжалось несколько раз. Наконец, в третий раз, когда одеяло опять попало к патриарху, он вновь продал его, при этом сказав вельможе: «Посмотрим, кто скорее устанет – ты ли покупать или я продавать».

Святитель Иоанн прощал от всего сердца обиды, и сам, с глубоким смирением и кротостью, просил прощения у тех, кому он причинил скорбь и огорчение. Однажды он поверил клевете на одного монаха, которого обвинили в преступной связи. Монах был заключен в темницу. Ночью патриарх увидел того монаха во сне. Показывая свое тело, покрытое язвами и ранами, он сказал Святителю: «Приятно ли тебе это? Разве апостолы так учили управлять стадом Божиим? Ты поверил клевете». На другой день Святитель Иоанн призвал из темницы монаха, который рассказал ему, что, крестил девицу у мощей святых мучеников Кира и Иоанна в Газе, а затем он ходил вместе с ней, в простоте сердца, желая определить ее в один из женских монастырей. Услышав рассказ инока, святой Иоанн был очень огорчен и искренно просил прощения у невинно пострадавшего. После этого случая он был крайне осторожен в суждении о ближних и других убеждал никогда не осуждать. «Не станем никого осуждать - говорил он, мы только видим худое дело, но тайного покаяния и скорби грешника, скрытых от нас, не видим».

Святой Иоанн Милостивый был известен своим кротким отношением к людям. Однажды Святитель вынужден был, за какую то провинность отлучить от церкви клирика. Провинившийся озлобился на Патриарха. Святитель хотел призвать его для беседы, но забыл. Во время совершения Божественной Литургии святой вспомнил слова Евангелия: «Когда приносишь свой дар на Алтарь и вспомнишь что-либо против тебя - оставь дар твой и прежде помирись с братом твоим». (МФ.5,23-24). Святитель вышел из Алтаря, призвал к себе провинившегося клирика и, пав перед ним на колени, всенародно просил прощения. Потрясенный клирик раскаялся в содеянном и впоследствии стал благочестивым священником.

Однажды горожанин оскорбил Георгия, племянника Патриарха. Георгий просил святого отомстить обидчику. Святитель обещал так воздать оскорбителю, что удивится вся Александрия. Это успокоило Георгия, и святой Иоанн стал поучать его, говоря о необходимости кротости и смирения, а затем призвав оскорбителя, объявил, что освобождает его от уплаты за землю. Александрия действительно была удивлена такой «местью». Георгий понял урок своего дяди.

Святой Иоанн строгий аскет и молитвенник, всегда имел в душе память о смерти. Он заказал для себя гроб, но не велел мастерам доделывать его до конца, указав каждый праздничный день приходить к нему и в присутствии всех спрашивать, не пора ли завершить работу. Не за долго до кончины святой Иоанн вынужден был по болезни оставить свою кафедру и удалиться на о. Кипр. Во время пути больному Святителю было знамение. В сонном видении ему явился светозарный муж и сказал: «Царь царей зовет тебя к себе». Это явление предвозвестило скорую кончину Патриарха. Прибыв на о. Кипр, в родной город Амафунт, Святитель с миром отошел к Господу (616-620). Последними его словами были: «Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты сподобил меня все Твое отдать Тебе, ничего не сохранил от богатства мира сего, кроме третьей части сребреника и ту велю отдать нищим». Мощи Святителя Иоанна были перенесены в Царьград, где в 1200 году их видел русский паломник Антоний, потом они перенесены в Буду, а оттуда в венгерский город Пресбург.
Алена
Постов: 1359
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Последнее редактирование: 25.11.2012 10:55 Редактировал Алена.
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#5292
СЕГОДНЯ... 12 г., 9 мес. назад Репутация: 0


Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына в правилах христианского благочестия. Юноша учился у лучших философов и риторов. Но, пренебрегая суетными знаниями язычников, будущий святитель рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), полюбивший Иоанна, как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совместно с Феодором (впоследствии – епископом Мопсуетским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Особенное влияние на юношу оказал высокообразованный Диодор. Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество, которое называл «истинной философией». Вскоре Иоанна и Василия сочли достойными кандидатами для занятия епископских кафедр, и друзья решили удалиться в пустыню, избегая назначения. Однако святой Иоанн, сам уклонившись из смирения от архиерейского сана, тайно содействовал посвящению Василия. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского Богословия. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, подвизаясь под руководством опытного духовного наставника. Здесь были им написаны три книги «Против вооружающихся на ищущих монашества» и сочинение «Сравнение инока с царем» («Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни»), проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены работе над новыми богословскими творениями: «О Провидении» («К Стагирию подвижнику»), «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодухновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда – каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей.

В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обращается к священной герменевтике – науке о толковании Слова Божия. Среди его экзегетических творений – толкования на целые книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Иоанн-пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. В начале Великого поста 388 года святитель начал толкование книги Бытия. За Четыредесятницу он произнес 32 беседы. На Страстной седмице говорил о предателе и о Кресте, на Пасхальной седмице и до Пятидесятницы ежедневно прихожане наставлялись его пастырским словом. Толкование книги Бытия было закончено в конце октября. С Пасхи следующего года святой начал изъяснение Евангелия от Иоанна, а в конце 389 года перешел к Евангелию от Матфея. В 391 году антиохийские христиане слушали его толкование на Послания святого апостола Павла к Римлянам и к Коринфянам. С 393 года он обратился к Посланиям к Галатам, Ефесянам, Тимофею, Титу и псалмам. В беседе на Послание к Ефесянам святой Иоанн обличал антиохийский раскол: «Говорю и свидетельствую, что раздирать Церковь не менее значит, как и впадать в ересь. Церковь есть дом Отца Небесного, Единое Тело и Единый Дух». Росла слава святого проповедника, и в 397 году, по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного – с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды. Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. В Финикию, Персию, к скифам для обращения ко Христу язычников святой Иоанн направлял ревностных миссионеров, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Храня единство Церкви, святой не позволил могущественному готскому военачальнику, диктовавшему свои условия императору, открыть в Константинополе арианский храм. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия распорядилась о конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом: Феофила Александрийского, Севериана, Гевальского епископа, незадолго перед тем изгнанного из столицы за беспорядки, и других – постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Дворец содрогнулся. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. И вновь в столичном храме святитель в краткой речи благословляет Господа «за все пути Его». Клеветники бежали в Александрию. Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Находясь в Армении, святитель еще более старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска (память 22 мая), утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел к Господу 14 сентября 407 года. Святые мощи Иоанна Златоуста торжественно были перенесены в Константинополь в 438 году. Ученик святого Иоанна, преподобный Исидор Пелусиотский (память 4 февраля), писал: «Дом Давидов укрепляется, а дом Саулов слабеет, как ты видишь: он победил бурю жизни и переселился в Небесный покой». Память святителя Иоанна Златоуста празднуется Святой Церковью 27, 30 января и 13 ноября.

Алена
Постов: 1359
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Последнее редактирование: 26.11.2012 04:59 Редактировал Алена.
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
ВверхСтраница: 1...6789101112...23
Модераторы: Татьяна, Отец Дмитрий
Недавно обновленные
Новое на сайте: