СЕГОДНЯ... 12 г., 8 мес. назад
|
Репутация: 0
|


Святой апостол Филипп († около 81-96), уроженец города Вифсаиды (Галилея) — родины апостолов Петра и Андрея, был глубоким знатоком Священного Писания. Он правильно разумел смысл пророчеств, ибо еще в юности изучил Ветхий Завет, и ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя: "Иди за Мною" (Ин. 1, 43), Филипп стал учеником Господа.
Об апостоле Филиппе в Святом Евангелии говорится, что он привел ко Христу Нафанаила, сказав ему: "Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки" (Ин. 1, 45); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба 5-ти тысячам человек (Ин. 6, 7); он привел эллинов желавших увидеть Христа (Ин. 12, 21-22); во время Тайной Вечери он спрашивал Христа о Боге Отце (Ин. 14, 8).
После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, где воскресил мертвого младенца. Из Галилеи он направился в Грецию и проповедовал среди переселившихся туда иудеев. Некоторые из них сообщил в Иерусалим о проповеди апостола, и тогда из Иерусалима в Элладу прибыли книжники во главе с первосвященником для обвинения апостола Филиппа. Апостол Филипп обличил ложь первосвященника, говорившего, что ученики Христовы похитили и скрыли тело Господа, рассказав, как фарисеи подкупили стражу (Мф. 28, 11-15). Когда же иудейский первосвященник и его спутники стали хулить Господа, они внезапно ослепли. По молитве апостола все прозрели. Через это многие уверовали во Христа. Апостол Филипп поставил в Элладе епископа Наркисса (причтен к лику 70-ти апостолов).
Из Эллады апостол Филипп отправился в Парфы, а затем в город Азот, где исцелил страдавшую болезнью глаз дочь местного жителя Никоклида, принявшего его в свой дом и затем крестившегося со всем семейством.
Из Азота апостол Филипп отправился в Иераполь Сирийский, где, подстрекаемые фарисеями, иудеи подожгли дом Ира, принявшего к себе апостола Филиппа, а апостола хотели убить. Но чудеса, совершенные апостолом: исцеление высохшей руки начальника города Аристарха, хотевшего ударить апостола, а также воскрешение умершего отрока, вразумили иудеев — они раскаялись и многие приняли святое Крещение. Поставив Ира епископом Иераполя, апостол прошел Сирию, Малую Азию, Лидию, Миссию — всюду проповедуя Евангелие и всюду терпя за это множество невзгод. Спутницей апостола была его сестра Мариамна. Не раз их побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений.
Когда апостол Филипп прибыл в Иераполь Фригийский, где был храм, посвященный змеям, с обитавшей в нем огромной ехидной, то силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города Анфипата, принявшая христианство.
Узнав, что супруга стала христианкой, Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея. По наущению языческих жрецов правитель повелел распять святых апостолов. Как только палачи исполнили приказ Анфипата, началось землетрясение, и все присутствовавшие на судилище провалились в образовавшуюся в земле трещину.
Висевший на кресте апостол Филипп молился о спасении язычников. Видя происходившее, иерапольцы уверовали во Христа и потребовали отмены казни. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив. Он крестил всех уверовавших и поставил им епископа.
Апостол Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, были спасены, скончался на кресте.
Сестра его Мариамна погребла тело святого мученика и вместе с апостолом Варфоломеем направилась с проповедью в Армению, где апостол Варфоломей принял мученическую кончину (память 11 июня [1]). Мариамна же проповедовала до своей кончины в Ликаонии (память 17 февраля).
|
|
|
Последнее редактирование: 27.11.2012 09:01 Редактировал Алена.
|
|
СЕГОДНЯ... 12 г., 8 мес. назад
|
Репутация: 0
|

Еще в ранние века христианства основной смысл этого поста заключался в духовном очищении человека. В пост полагается отказаться не только от скоромной пищи, но, главное, от греховных мыслей, пагубных страстей и привычек, чтобы с чистым сердцем встретить праздник Рождества.
28 ноября православные верующие вступают в Рождественский пост, который также называют Филипповским, поскольку открывает его день апостола Филиппа 27 ноября.
Еще в ранние века христианства основной смысл этого поста заключался в духовном очищении человека. В пост полагается отказаться не только от скоромной пищи, но, главное, от греховных мыслей, пагубных страстей и привычек, чтобы с чистым сердцем встретить праздник Рождества.
Апостол Филипп: один из 12 апостолов, уроженец Вефсаиды, города, где также родились апостолы Андрей и Петр. В Евангелии о нем упоминается во время чудесного насыщения народа пятью хлебами и двумя рыбами.
После тайной вечери, когда Господь в прощальной беседе возвестил апостолам о Своем отшествии к Отцу, Филипп, под влиянием чувственных и земных представлений, сказал Ему: "Господи! Покажи нам Отца, и этого будет нам довольно".
По вознесению Господа на небо Филипп упоминается вместе с прочими апостолами, пребывающими в Иерусалиме в ожидании Святого Духа. Предание сообщает, что впоследствии он проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии, мученически скончался при Доминициане, был распят в Иераполе.
Рождество Христово — одно из величайших событий Священной истории, совершенно особенный праздник. Чтобы понять, почувствовать это, необходимо отвлечься по возможности от всего житейского, суетного, дать духу, душе, хотя бы в какой-то мере освободиться от давления плоти. К духовному торжеству необходимо подготовиться. И такой подготовкой становится пост — время воздержания в пище, удаления от развлечений, земных удовольствий, время покаяния. Благодаря посту в воспрянувшей душе высвобождаются силы для общения с Богом.
Устав Рождественского поста таков. Нельзя употреблять пищу животного происхождения — будь то мясо, молоко, кисломолочные продукты и т.п. Разрешены только растительная пища и рыба. Но и рыбу можно есть лишь в субботу, воскресенье и дни праздников. Время со 2 по 7 января (с 20 до 25 декабря старого стиля) — дни особо строгого поста. Даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.
Именно на Рождественский пост приходится празднование гражданского Нового года. Нужно подходить к этому празднику разумно: не обижать близких, которые хотят повеселиться в семейном кругу, и в то же время помнить о посте.
Говоря о постном рационе, надо, разумеется, учитывать состояние здоровья постящегося. Есть церковный устав — достаточно строгий, и есть более мягкая практика, приемлемая для людей немощных в телесном или душевном отношении. Но нужен подход индивидуальный — необходим совет священника, у которого человек исповедуется. Общий подход таков: для того, чье здоровье не позволяет поститься в соответствии с уставом, возможно снисхождение. А человеку здоровому пост идет лишь на пользу. Просто в посте, как и во всем, необходим навык, привычка.
Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела. Пост — аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Можно начать хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно, строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны,— злятся на всех и на все, пост скоро становится для них невыносимым и они бросают его. Каждый сам должен определить, сколько требуется ему в сутки пищи; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой еды и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, и как следствие — неспособности к делу.
Пост телесный без поста духовного не приближает нас к спасению, даже наоборот, может навредить, если человек, воздерживаясь от пищи, начиная гордиться этим. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Святитель Иоанн Златоуст говорил о посте: "Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление зла, обуздание языка, отложение гнева, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления. Пост — уничтожение смерти и освобождение от гнева. Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия даров. Постящиеся знают, как пост укрощает желания. А те, кому случалось испытать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание...
Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерд, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния".
|
|
|
Последнее редактирование: 27.11.2012 09:21 Редактировал Алена.
|
|
СЕГОДНЯ... 12 г., 8 мес. назад
|
Репутация: 0
|


Преподобный Никон, игумен Радонежский, ближайший ученик и преемник Преподобного Сергея Радонежского († 1392; память 25 сентября и 5 июля), родился в Юрьеве-Польском. Услышав об ангельской жизни Радонежского чудотворца, отрок пришел к Преподобному Сергию и просил постричь его в иноческий образ. Преподобный Сергий провидел чистоту и благоразумие отрока и дал ему испытание - послал к своему ученику преподобному Афанасию Высоцкому († после 1401; память 12 сентября). Но и преподобный Афанасий не сразу принял его. Лишь видя неотступность отрока, он постриг его в иноческий чин. Преподобный Никон, живя у него, упражнялся в молитве, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. Когда он достиг совершеннолетия, то был рукоположен в сан священника.
Через некоторое время преподобный Афанасий благословил его увидеться с Преподобным Сергием. Преподобный Сергий, весело взглянув на него, сказал: "Хорошо, что ты пришел, чадо Никон", и любезно принял его. Он повелел преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи - в молитвенных беседах с Богом. Преподобный Сергий утешался его жизнью. Получив о нем особое извещение, Преподобный Сергий повелел ученику пребывать с собой в одной келлии, чтобы сделать его участником духовного преуспеяния. Он с любовью поучал его и много разъяснял сущность духовной жизни. Преподобный Сергий поставил преподобного Никона сначала на должность помощника настоятеля, а за шесть месяцев до своего преставления, когда предался безмолвию, назначил ученика своим преемником.
После преставления Преподобного Сергия († 25 сентября 1392) он с любовью поддерживал все, что было установлено основателем обители. Он имел обыкновение обходить все монастырские службы, но никогда не оставлял и общих дел, трудясь наравне с братией. Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона. Вспоминая свою безмолвную жизнь сначала в Серпуховском Высоцком монастыре, а затем с Преподобным Сергием, он оставил настоятельство и уединился в особую келлию. Шесть лет обителью руководил преподобный Савва Сторожевский (†1407, память 3 декабря). В 1400 году он основал свой монастырь под Звенигородом, и братия умолила преподобного Никона снова принять настоятельство. Он согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу. Когда разнесся слух о нашествии на Русскую землю хана Едигея (1408), преподобный Никон усердно молился Богу о сохранении обители. В тонком сне ему явились святители Московские Петр († 1326; память 21 декабря) и Алексий († 1378; память 12 февраля) с Преподобным Сергеем и сказали, чтобы он не скорбел о разорении обители, которая не запустеет, а еще более распространится. Иноки ушли из обители, захватив святыни и келейные вещи, а когда вернулись, то увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище. Но преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды. Прежде всего был построен деревянный храм во Имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в 1411 году в день преставления Преподобного Сергия, 25 сентября. Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца Преподобного Сергия. Во время копания рвов для фундамента 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия. При общей радости святые мощи положили в новую раку и поставили в перенесенную на новое место деревянную церковь (ныне на этом месте храм в честь Сошествия Святого Духа). Новую каменную церковь преподобный Никон воздвиг во Имя споспешествовавшего ему в этом в Троице славимого Бога, в память и похвалу духовному отцу своему, святые мощи которого он перенес в новосозданный храм. Для украшения храма преподобный Никон пригласил лучших иконописцев, преподобных иноков Андрея (Рублева) и Даниила (Черного). Тогда преподобный Андрей и написал икону Живоначальной и Пресвятой Троицы, воплотив в ней то, что было открыто Преподобному Сергию. До конца жизни заботился преподобный Никон об устроении Троицкой церкви. В предсмертном видении ему было показано место будущего упокоения вместе с Преподобным Сергием. Он призвал братию и дал ей наставления. Причастившись Пречистого Тела Христова и Честной Крови Его, преподобный Никон дал братии последнее благословение и сказал: "Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя". Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон скончался 17 ноября 1426 года. Он был погребен близ раки Преподобного Сергия.
При святителе Ионе (1448 - 1461) иеромонах Пахомий Логофет написал службу и житие преподобного Никона, а в 1547 году ему было установлено повсеместное празднование. В 1548 году над гробом преподобного Никона была построена церковь его имени, а в 1623 году на ее месте устроена новая, в которой и почивают под спудом святые мощи преподобного Никона.
В 1976 году в Троице-Сергиевой Лавре торжественно отмечалось 550-летие преставления преподобного Никона.
|
|
|
Последнее редактирование: 30.11.2012 04:35 Редактировал Алена.
|
|
СЕГОДНЯ... 12 г., 8 мес. назад
|
Репутация: 0
|
01.12.2012г.
Собор святых земли Эстонской был установлен указом патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 22 июля 2002 года по ходатайству руководства Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Согласно указу была написана икона "Собор Святых земли Эстонской", которая находится в Таллиннском Александро-Невском кафедральном соборе. Были составлены литургические тексты, в том числе канон, в котором упоминаются имена 17 угодников Божиих.


Святой мученик Платон, брат мученика Антиоха врача (память 16 июля), родился в городе Анкире в Галатии в благочестивой семье. Еще юношей он оставил дом и ходил по городам, вдохновенно проповедуя Слово Божие. Святой удивлял язычников убедительностью и красотой речей, глубоким знанием эллинской учености. За свою проповедь он был схвачен и приведен в храм Зевса на суд к правителю Агриппину.
Судья вначале пытался лестью склонить святого к отречению от Христа. Он уверял юношу, что тот мог бы сравниться по уму с самим великим философом Платоном, если бы поклонялся языческим богам. На это святой ответил, что мудрость философа, хотя и велика, но преходяща и ограниченна, а истинная, вечная и безграничная мудрость заключена в Евангельском учении. Тогда судья обещал в награду за отречение отдать ему в жены красавицу дочь, а в случае отказа угрожал мучением и смертью.
Святой Платон ответил, что выбирает смерть временную ради жизни вечной. Терпение правителя иссякло, и он приказал нещадно бить мученика, а затем отправить в темницу. Когда святого вели в заточение, он обратился к народу, собравшемуся возле храма, призывая не отступать от христианской веры. Через семь дней мученика Платона вновь привели на суд Агриппина в храм Зевса, где уже были заготовлены орудия пыток – кипящие котлы, раскаленное железо, острые крючья.
Судья предложил мученику выбор принести жертву богам или испытать на себе действие этих орудий. Святой вновь твердо отказался поклониться идолам, и после тяжких истязаний его бросили в темницу, где без пищи и воды держали 18 дней. Но видя, что и это не поколебало мученика, ему предложили в обмен на жизнь и свободу лишь произнести «велик бог Аполлон». «Не хочу согрешить и словом», – отвечал святой. По приказу Агриппина мученика Платона обезглавили († 302 или 306).


Св. мч. Роман родился в Палестине, был диаконом Кесарийской церкви. Во время гонения язычников на христиан жил в Антиохии, проповедуя учение и утвер-ждая верующих быть непоколебимыми в исповедании Христа. Когда епарх Асклипиад хотел разрушить до основания христианский храм, св. Роман побуждал верующих оказать ему сопротивление и не дать разрушать святой храм.
- Нам, - говорил он единоверцам, - предстоит борьба за алтари Божии; Асклипиад - враг отечества, хочет отнять Бога у нас. Мы, христиане, окажемся победителями: если не дадим разрушить дом Божий, восторжествуем в Церкви, воинствующей на земле; если погибнем при святом алтаре, воспоем победную песнь в Церкви, торжествующей на небесах.
Он побудил всех не дозволить епарху войти в храм и разрушить его.
Наступил идольский праздник, и язычники стекались в идольское капище с женами и детьми. Св. Роман громогласно начал обличать заблуждение язычников. Он остановил самого епарха Асклипиада, когда тот входил в идольский храм:
- Прельстился, епарх, идя к идолам: идолы - не боги, но Един есть Истинный Бог, Иисус Христос.
Епарх повелел схватить Романа и бить по губам. Воссев на судилище, долго принуждал его отречься от Христа. Когда увидел его сопротитвление, повелел мучить. Его повесили, били разными орудиями и тер¬зали железными рогатками. Св.Роман, мужественно пере¬нося муки, исповедывал Господа, укорял епарха в безумии за то, что он не хотел познать истины.
При муках святого присутствовали как неверные, так и верующие. Недалеко стоял христианский отрок Варул. Взглянув на него, мученик сказал мучителю:
- Малый отрок разумнее тебя, так как знает Истинного Бога, а ты, в преклонном возрасте, не знаешь Его.
Епарх, подозвав отрока, спросил, кого он чтит. Отрок ответствовал, что Христа. Когда епарх спросил его, лучше чтить одного Бога или многих, отрок ответил, что нужно чтить Единого Бога, Иисуса Христа.
Епарх вновь спросил отрока, чем же Христос лучше всех богов, на что Варул ответил, что Христос создал всех нас.
Мучитель и бывшие при нем, изумляясь мудрым словам его, почувствовали стыд, что не могли опровергнуть его. Посему мучитель повелел безжалостно сечь Варула розгами. Варул изнемог и попросил пить. Но его мать, с радостью смотревшая на страдания сына, увидав его просящим пить, строго велела ему мужественно переносить страдания до конца. Когда мучитель приказал усечь отрока мечом, мать взяла его на руки и понесла. Обнимая, она утешала его и укрепляла, чтобы он не боялся меча над головой:
- Не бойся, сын мой, - говорила она. - отойдешь ко Христу, Он приимет тебя с любовью, и будешь жить с Ним в радости неизреченной, наслаждаясь блаженством с Его святыми Ангелами.
Благочестивая мать донесла Варула до места казни. После усечения мать собрала его кровь в чистый сосуд и, взяв тело, с любовью лобызала его, радуясь, что сын пролил за Хри¬ста кровь, и предала тело сына честному погребению.
После усечения св. Варула, св. Роман был осужден на сожжение. Связанный и обложенный дровами, Роман громко воскликнул, обращаясь к мучителям:
- Где же огонь? Зажгите, чтобы пламень охватил меня.
Когда дрова сильно разгорелись, внезапно полил дождь и погасил огонь. Св. Роман нисколько не потерпел вреда от огня. За его смелые речи мучитель повелел отрезать ему язык. Но не смолк исповедник Христов, без языка говорил ясно, как и прежде, про¬славляя Бога.
В темнице он пробыл долгое время с забитыми в колодку но¬гами. Когда сообщили императору Максимиану, что и с отрезанным языком он хорошо говорит, император велел удавить его. Войдя в темницу, воины задушили его.
Так св. мученик Роман окончил свои страдания за Христа
|
|
|
Последнее редактирование: 30.11.2012 05:29 Редактировал Алена.
|
|
СЕГОДНЯ... 12 г., 8 мес. назад
|
Репутация: 0
|


Свт. Московский Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) родился 26 декабря 1782 г. в г. Коломне. Отец и мать - из рода потомственного духовенства. 20 декабря 1791 г. он зачислен в Коломенскую семинарию. В связи с переводом её в Тулу юноша направился в лаврскую школу в обители прп. Сергия, чему был несказанно рад.
В начале 1802 г. Василий назначен старшим над семинарской больницей. Ухаживая за больными, учился сострадательной любви к ближним, познавал тленность телесной природы. В апреле 1802 г. на него возложено послушание - проповедовать в Трапезной церкви прп. Сергия.
На талантливого студента обратил внимание митр. Московский Платон (Левшин, + 1812 г.), часто бывший в Вифанском скиту возле Лавры.
В августе 1806 г. Василий назначен учителем поэзии. Митр. Платон поставил его лаврским проповедником. Сам знаменитый проповедник, он признавал превосходство любимца над собственным: «Я пишу по-человечески, а он пишет по-ангельски».
16 ноября 1808 года будущий святитель принял постриг с наречением в честь св. Филарета Милостивого. Через пять дней митр. Платон рукоположил его в сан иеродиакона. Филарет собирался провести жизнь в Лавре. Но в связи с преобразованием духовных школ Комиссия затребовала в северную столицу самых способных преподавателей из разных учебных заведений. Из Троицкой семинарии вызван иеродиакон Филарет.
В Петербурге открывалась новая академия. Старая стала семинарией. Ее инспектором и бакалавром философии назначили Филарета.В феврале 1810 г. иеромонаха Филарета перевели из семинарии в преобразованную Петербургскую академию бакалавром богословских наук с преподаванием и церковной истории.
С 1810 по 1817 г. он разработал курс богословских и церковно-исторических наук в академии. Свт. Филарет первым в Петербургской академии читал лекции на русском языке.
В Петербурге св.Филарет много проповедовал. О нем заговорили в придворных кругах как о новом светиле. 11 марта 1812 г. Синод назначил его ректором академии и профессором богословских наук. Вскоре он определен настоятелем новгородского Юрьева монастыря.
В 1812 году началась война с Наполеоном. Архимандрит Филарет жертвовал из жалования на военные нужды. Через три года после войны архимандрит Филарет по поручению Синода составил благодарственное молебствие о спасении Отечества, которое совершалось ежегодно в день Рождества Христова.
Бедствия, пережитые Россией в Отечественную войну, углубили религиозные настроения в стране. Но в духовных исканиях люди нередко обращались не к вере предков, а к книгам западных богословов и мистиков. Архимандрит Филарет видел заблуждения современников, но не торопился осуждать. Он всегда с доброжелательством относился к искреннему движению души. В мистических мечтаниях он чувствовал духовную жажду, которая толкала на незаконные пути, потому что «недовольно был устроен путь законный...»
Поэтому он принял горячее участие в переводе Библии на русский язык. Ответственность за перевод Библии возложена Синодом на Комиссию духовных училищ и персонально на архимандрита Филарета. Святитель сам подобрал переводчиков. На себя взял перевод св. Евангелия от Иоанна. Им были составлены «Правила» для перевода. В 1819 году перевод Четвероевангелия был напечатан. Но труды святителя по переводу Священного Писания не закончились.
5 августа 1817 г. по постановлению Святейшего Синода в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Филарета во епископа Ревельского, викария Петербургской епархии.
15 марта 1819 года еп. Филарет переведен на Тверскую кафедру с возведением в сан архиепископа и назначением членом Синода. 26 сентября 1820 г. святитель переведен в Ярославль, где пробыл около года. В 1821 Промысл Божий судил архиепископу Филарету занять кафедру первосвятителей Московских.
В мае 1823 г. напечатан его «Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви». Книга расходилась нарасхват, вышло второе издание. «Катехизис» переведен на греческий, английский и другие языки.
В 1826 году московский святитель возведен в сан митрополита.В 1836 году обер-прокурором Синода назначен граф Н.А. Протасов. Протасов убежден в канцелярском способе управления, во всемогуществе приказа. Члены Синода скоро почувствовали его тяжелую руку. И только московский владыка умел поставить его на место. Однажды Протасов, явившись в Синод, уселся в архиерейское кресло. Митр. Филарет обратился к нему: «Давно ли, Ваше сиятельство, получили хиротонию?» Протасов не понял. Святитель объяснил, что за столом, куда он уселся, восседают члены Синода. Митр. Филарет указал ему его место: стоящий в стороне обер-прокурорский стол.
В 1832 г. митр. Филарет, по поручению Синода, составил «Сказание об обретении честных мощей иже во святых отца нашего Митрофана, первого епископа Воронежского, и благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях».
Серьезное столкновение между митр. Филаретом и обер-прокурором Протасовым произошло в 1842 г., когда Московский архипастырь с Киевским митрополитом высказались о возобновлении перевода Библии. Митр. Серафим не поддержал собратий; последовало увольнение от присутствия в Синоде обоих иерархов, с оставлением за ними членства.
Пребывая безотлучно в Московской епархии, митр. Филарет участвовал в деятельности Синода, откуда высылались бумаги на отзыв. Обер-прокурор Н. А. Протасов, виновник удаления святителя из Петербурга, сам приезжал в Москву за советом и вел с ним деловую переписку.
Авторитет митр. Филарета рос помимо участия в решении синодальных дел. За наставлениями приезжали архиереи со всей России. Посещая Москву, каждый иерарх считал долгом навестить «всероссийского архипастыря».
Непреходящей печалью святителя был старообрядческий раскол, расторгший религиозное единство народа. Он в 1834 г.составил «Беседы к глаголемому старообрядцу». Эта книга митр. Филарета, его записки по старообрядческому вопросу не остались без плодов. В 1865 г. под его влиянием к Православной Церкви на условиях единоверия присоединились епископы Белокриницкого согласия.
Святитель не оставался безучастным к судьбе западного христианского мира. О духовном состоянии инославных церквей он судил с мудрой взвешенностью, с непоколебимой верой в истину Православия.
Великий архипастырь, столп Русской Церкви, митр. Филарет был одним из столпов Российского государства. К его мудрости прислушивались императоры и великие князья, министры и сенаторы, губернаторы и генералы. Имя митр. Филарета тесно связано с реформой 1861 года - освобождением крестьян от крепостной зависимости. Именно на него пал выбор, когда нужно было составить обращение царя к народу - «Манифест». При законопослушании и готовности повиноваться самодержцу святитель отказывался исполнять царские повеления, когда они противоречили христианской совести. В 1829 году Николай I в память об Отечественной войне приказал воздвигнуть в Москве Триумфальные ворота. Митр. Филарет совершил молебен на основание памятника. Когда ворота были сооружены, государь пожелал, чтобы архипастырь освятил их, бесстрашный святитель отказался, заявив, что «служителю Бога истинного невозможно окроплять святой водой изваяния, представляющие языческие лжебожества».
Почти полвека митр. Филарет управлял Московской епархией. Узы христианской любви между архипастырем и паствой укрепились после холеры в Москве в 1830 г. Не сомневаясь в пользе медицинских средств, митр. Филарет однако больше полагался на молитву и милосердие Небесного Врача. Он распорядился совершать крестные ходы с молебным пением. В Кремле митрополит с братией Чудова монастыря под открытым небом на коленях молился о прекращении моровой язвы.
Благоговейный служитель алтаря, митр.Филарет важнейшей архиерейской обязанностью считал совершение Литургии. Даже немощнымй старцем он служил всякое воскресенье, если болезнь не приковывала его к одру. Несмотря на тихий голос, его служение исполнено молитвенности и красоты. После богослужения, сколько бы ни было прихожан, он благословлял всех, осеняя неспешным крестным знамением. Большую радость доставляло святителю освящение храмов, за полувековое служение в Москве он освятил не один десяток церквей.
Святитель произносил проповедь тихим голосом, читая по бумаге. Наместник Лавры архимандрит Антоний (Медведев) спросил его: «Отчего не беседуете в храме без приготовления? И в обыкновенном разговоре каждое ваше слово хоть в книгу пиши..,» - «Смелости не достает», - со смирением ответил великий проповедник, которому дан от Бога редкий дар слова.
В управлении епархией митр. Филарет не придавал важного значения формальным резолюциям. В судебных решениях, которые он принимал как епархиальный архиерей, всегда был справедлив, в одних случаях снисходителен , а в других - неумолим, руководствуясь заботой о благе Церкви. Особенно пристально наблюдал за состоянием Московской духовной академии. Без его ведома в академии не совершалось никакого важного дела. По его благословению профессора академии принялись за важный труд - перевод творений святых отцов на русский язык.
Любимым детищем его был Гефсиманский скит, устроенный в 1844 г. наместником Лавры архимандритом Антонием. При освящении скитского храма митр.Филарет облачился в ризу прп.Сергия. Святитель любил Гефсиманию, считая её лучшей обителью на свете.
Иноческие подвиги современников вызывали у митр. Филарета глубокий интерес. Он почитал прп. Серафима, о житии которого узнавал из бесед с архимандритом Антонием, высоко ценил духовную мудрость Саровского старца: «Прекрасен совет о. Серафима - не бранить за порок, а только показывать его срам и последствия».
Многие изречения митр. Филарета поражают глубиной мудрости и силой слова. Один из собеседников, говоря о частых падениях, заметил: «Дух бодр, да плоть немощна!» - «Не наоборот ли, - возразил митрополит, - плоть бодра, а дух немощен».
День святителя начинался задолго до рассвета утренним правилом и совершением богослужения или молитвенным участием в нем. После литургии пил чай, начинались служебные занятия: доклады секретаря и служащих, прием посетителей, между вторым и третьим часом легкий обед, потом час или два чтение книг, газет и журналов, опять дела - доклады, служебная переписка.
Обстановка в Троицком подворье в Лаврских покоях была скромна. Людские похвалы он считал вредными для души и укорял тех, кто обращался к нему со словами хвалы.
17 сентября 1867 г. митр. Филарет после ранней Литургии в лаврской крестовой церкви сказал духовнику архимандриту Антонию: «Я видел сон, мне сказано: береги 19 число». - «Владыко святый! Разве можно верить сновидениям?» - усомнился о.Антоний. Но святитель проговорил: «Мне явился отец и сказал те слова. Я думаю каждое 19 число причащаться Святых Тайн». 19 октября, причастившись в домовой церкви, он отбыл в Гефсиманию и, попрощавшись с ней навсегда, возвратился в Москву на Троицкое подворье. Он никому не отказывал в приеме, но говорил, чтобы приходили к нему до 19 ноября.
За два дня до исхода святитель почувствовал себя бодрее и сам разгадал причину улучшения: «Пред кончиной старые люди чувствуют себя свежее и легче». 19 ноября 1867 г. в воскресенье митр. Филарет совершил Литургию в Троицком подворье. После службы принимал посетителей. Проводив гостей, пошел в кабинет заниматься делами. Келейнику, который несколько часов спустя пригласил обедать, сказал: «Погоди немного. Я позвоню». Но звонка не последовало. Обеспокоенный келейник вошел в кабинет. Митрополита там не было. Он поспешил в боковую комнату - и увидел архипастыря на коленях около умывальника. Святитель был бездыханен. Умыв лицо, он испустил дух.
Отпевание Московского архипастыря совершилось 25 ноября в трапезной церкви Чудова монастыря. Мощи свт. Филарета покоятся в Троице-Сергиевой Лавре вместе с мощами свт.Иннокентия Московского.
Великий молитвенник и постник, свт. Филарет подвигом всей жизни стяжал благодатные дары Святого Духа, которые являлись через него людям.
В одной дворянской семье брат и сестра не сходились во мнении о митр. Филарете. Сестра считала его прозорливцем, брат высказывался скептически. Брат обманом решил испытать его прозорливость. Он переоделся в бедное платье, отправился на Троицкое подворье. Митрополиту сказал, что у него сгорела усадьба, попросил помощи. Святитель вынес деньги : «Вот вам на погоревшее имение». Вернувшись, брат рассказал сестре об обмане. На другой день из деревни пришло известие о пожаре. Погорелец отправился на Троицкое подворье просить прощения у святителя.
Еще при жизни свт.Филарета многие из отчаявшихся в помощи врачей искали чрез его благословение и молитву помощи от Бога.
Дочь московского диакона была при смерти. Несчастный отец, отправляясь в церковь, где сослужил митр. Филарету, простился с ней, не надеясь застать в живых. Пред Литургией диакон попросил святителя помолиться об умирающей дочери. Святитель сказал: «Мы вместе помолимся», - и вынул за нее часть просфоры. «Не унывай, Господь милосерд», - промолвил он, благословляя диакона после Литургии. Дома диакон, к великому изумлению, застал дочь совершенно здоровой.
У московского купца было воспаление, врачи решили отнять руку.. Накануне операции к жене пришла знакомая старообрядка, с насмешкой сказала: « Обратитесь к вашему митрополиту, ведь почитаете его за святого». Издевку жена приняла за вразумление и отправилась к святителю просить помолиться о муже. Митрополит, выслушав, вызвал приходского священника и велел причастить больного и 40 дней поминать о здравии за Литургией. Вечером больной увидел во сне митрополита, благословляющего его. На другой день после причастия приехали доктора делать операцию, но с удивлением увидели перемену в состоянии больного, и нужда в операции отпала.
Один крестьянин по пути в Москву из-за сильной метели сбился с дороги и в изнеможении упал. Он увидел приближающуюся тень и решил, что это зверь. Начал молить Бога о прощении грехов и призывать всех святых. Тут увидел старца небольшого роста в черной рясе, который спросил: «Кто ты и откуда?» Крестьянин объяснил, старец взял за руку: «Не падай духом, я доведу тебя до селения». Они вдвоем легко дошли до селения. Крестьянин со слезами благодарности, упав на колени, спросил, за кого должен молиться. Старец сказал: «Молись за Филарета Московского», - и исчез.
Долго ходил этот человек в Москве, стараясь отыскать избавителя. У Никольских ворот Кремля встретил купца, который решил подать ему милостыню, но тот не принял ее, а рассказал о случившемся. Купец сказал, что его, очевидно, спас митрополит, и указал дорогу на Троицкое подворье. Крестьянин увидел владыку, узнал его и, кинувшись на колени, воскликнул: «Вот мой избавитель!»
|
|
|
Последнее редактирование: 30.11.2012 05:47 Редактировал Алена.
|
|
СЕГОДНЯ... 12 г., 8 мес. назад
|
Репутация: 0
|
|
|
|
Последнее редактирование: 30.11.2012 06:37 Редактировал Алена.
|
|
|