Служение ближнему... 13 г., 2 мес. назад
|
Репутация: 0
|
Милосердие или благость — одно из главных проявлений любви. Милосердие — это постоянное настроение души, владеющее сердцем чувство любви, выражающееся в сострадании и жалости, жалении ближних, доброте, благости и доброжелательности, искренности и благосклонности, честности и справедливости по отношению к ближним (в Новом Завете словом "милосердие" переводятся с греческого языка различные термины, выражающие разные оттенки этого понятия. Например: ελεοζ — сострадание, милость, милосердие (Исх. 20:6); οικτιρμοζ — сострадание, сожаление, жаление, щедрость, милосердие (см. Лк. 6:36; Иак. 5:11; Кол. 3:1); συμπαθια — сострадание, милость (1 Петр. 3:5); αγαθωσυνη — доброта, благость, милосердие; χρηστοζ — хороший, добрый, честный, полезный, благородный, милосердный (ср. 1 Кор. 13:4); ζρηστοτηζ — честность, доброта, благосклонность, благость, милосердие (Гал. 5:22; Кол. 3:12); долготерпении к согрешающим и прощении обид, и в любви к врагам.
Милосердие — это чувство души, необходимо выражающееся в делах милосердия, главным образом, в делах благотворительности. Впрочем, благотворительность не всегда происходит из чувства милосердия: бывает так, что благотворят и без милосердия, по побуждениям тщеславия, выгоды, расчета и т.д. (сравн. Мф. 5:1-4). Точно так же милосердие может, по тем или иным причинам, и не выражаться благотворительностью.
Милосердными должны быть все люди во всем. Это заповедь Господа Спасителя: "Будьте милосердны, как и Отец ваш небесный милосерд" (Лк. 3:36); "милости хочу, а не жертвы" (Мф. 9:13).
Милосердие — величайшая добродетель.
В милосердии нуждается окружающий нас мир, и случаи к деланию добра являются ежеминутно. Проследим по Евангелию жизнь Господа Иисуса Христа, и мы увидим, что вся она прошла в делах милосердия и любви, что большую часть Своего времени Он употребил на то, чтобы творить дела любви. "Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф. 20:28). По примеру Господа Спасителя и св. апостолов все святые угодники Божии и все истинные христиане в жизни своей являли и являют в том или ином виде дела любви и милосердия к ближним. Ибо любовь и милосердие — признак истинного ученика Христова, истинного христианина.
Милосердие к ближним или благость выражается, во-первых, в духовной и телесной благотворительности.
Благотворительность в широком смысле слова понимается так, что мы должны быть благими, должны иметь благоволение и творить благо, добро всем, кому представится только случай. Благотворить ближним Священное Писание внушает нам весьма часто, указывая на весьма важные побуждения к совершению этой добродетели. "Просящему у тебя дай, — говорит Господь Спаситель, — и от хотящего занять у тебя не отвращайся" (Мф. 5:42). "Благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам великая награда, и будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к неблагодарным и злым" (Лк. 6:35). "Благотворящий бедному, — говорит Премудрый, — дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его" (Притч. Солом. 19:17). По словам св. Василия Великого, "имеющий что и подающий то другому, не другому благодетельствует, а себе" (различные цели подающих милостыню. С какой целью надо подавать милостыню. — см. преп. аввы Дорофея. Поучение 4-е, стр. 167-168).
Свойства истинной благотворительности следующие.
Доброхотность. "Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением, ибо доброхотно дающего любит Бог" (2 Кор. 9:7). Чувство милосердия делает обязанность благотворения легкою, радостною по сказанному Псалмопевцем: "блажен кто помышляет о бедном и нищем" (Пс. 40:2), блажен, потому что радуется о возможности помочь, порадовать других. "Милостыня состоит не в том, чтобы только давать деньги, но чтобы давать с христианским чувством милосердия... Творить милостыню значит не просто давать, но с усердием, с радостью, с чувством благодарности к тому, кто принимает ее" (св. Иоанн Златоуст. 13-я беседа на 2-е Кор. в 1-я беседа на посл. к Филипп.).
Бескорыстие. Благотворительность не ожидает благодарности, славы, награды. Потому она нередко совершается втайне.
Истинная благость
Без всякой мзды добро творит:
Кто добр, тому избытки в тягость,
Коль он с ближним не делит
(Крылов И. А. "Лань и дервиш").
Истинная благотворящая любовь "не ищет своего" и тяготится благодарностью или удивляется ей как чему-то незаслуженному. Только тогда ожидают благотворители благодарности от бедных, когда благотворят с тягостью, неохотно, или из-за человекоугодия и тщеславия — "да видимы будут всем людям творящими добро". Не нужно забывать, что между благотворителем и благотворимым есть невидимая связь. И если нет в сердце истинного милосердия, — нет и благодарности (от других).
Самоотречение, самоотверженность. Мы должны благотворить не только от избытка, но и от скудости (по примеру бедной вдовы); благотворя, мы должны лишать себя кое-чего ради ближнего. Вообще, наша благотворительность должна выражаться в беспредельной готовности оказывать помощь в виде даже самоотречения и самопожертвования каждого человека в пользу его ближних.
Ласковость к получающим милостыню и пощада их. Мы должны творить милостыню с душевным благорасположением и не укорять, не унижать просящих и получающих благодеяние. Ибо и Бог, по словам ап. Иакова, "подает всем просто и без упреков" (Иак. 1:5). Если что подаешь просящему, поучает св. Исаак Сирин, пусть предварит твое даяние веселый взгляд и ласковое лице, и доброе слово да утешит скорбь его. Мы отнюдь не должны давать чувствовать просящим, что мы их благотворители, даем им от своего великодушия.
Наконец, Нелицеприятие. Благотворительность обнимает всех без исключения — христиан и не-христиан, родных и чужих по народности, добрых и злых, друзой и врагов. "Благотворите ненавидящим вас... да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над добрыми и злыми, и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф. 5:44-45).
|
|
|
Последнее редактирование: 20.07.2012 21:39 Редактировал Алена.
|
|
Служение ближнему... 13 г., 2 мес. назад
|
Репутация: 0
|
“Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни” (Притчи 4:23). Этими словами Священное Писание призывает человека беречь свою нравственную чистоту.
Но как быть грешному человеку, запятнавшему свою совесть; является ли он навеки обреченным? К счастью, нет! Огромное преимущество христианства перед другими религиями заключается в том, что оно открывает путь и дает средства к полномуочищению совести. Этот путь состоит в том, чтобы покаянно повергнуть свои грехи перед милосердием Божиим с искренним намерением изменить к лучшему свою жизнь. Бог прощает нас ради Своего Единородного Сына, Который на кресте принес очистительную жертву за наши грехи. В таинстве крещения, а потом — в таинствах исповеди и причастия Бог совершенно очищает совесть человека “от мертвых дел” (Ев. 9:14). Вот почему Церковь такое большое значение придает этим таинствам.
Кроме того, Церковь Христова обладает той благодатной силой, которая дает возможность совести совершенствоваться в чуткости и ясности проявлений. “Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят”. Через чистую совесть начинает действовать Божий свет, который руководит мыслями, словами и поступками человека. В этом благодатном озарении человек делается орудием промысла Божия. Он не только сам спасается и совершенствуется духовно, но содействует спасению людей, которые с ним общаются (вспомним святых Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, старца Амвросия Оптинского и других праведников).
Наконец, чистая совесть есть источник внутренней радости. Люди с чистым сердцем спокойны, приветливы и доброжелательны. Люди с чистым сердцем уже в этой жизни предвкушают блаженство Царства Небесного!
“Не величие власти,” — рассуждает св. Иоанн Златоуст, — “не множество денег, не обширность могущества, не крепость телесная, не роскошный стол, не пышные одежды, не прочие человеческие преимущества доставляют благодушие и радость; но бывает это плодом только духовного благоустройства и доброй совести.”
|
|
|
Последнее редактирование: 04.06.2012 22:16 Редактировал Алена.
|
|
Служение ближнему... 13 г., 2 мес. назад
|
Репутация: 1
|
|
|
|
|
|
Служение ближнему... 13 г., 2 мес. назад
|
Репутация: 0
|
Архиепископ Иоанн (Шаховской) пишет: "Для существа доброго творить добро всем – это радость, а не творить добро – это мучение; смысл всей жизни – в бесконечной, переливающейся через край любви".
Любовь – не только наслажденье...
Любовь – тепло, забота, свет!
Любовь – страданье и терпенье,
Великий подвиг отреченья...
Любовь – Божественный завет!
«...Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь ещё превосходнейший. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру, так что могу горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы...
...Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит, любовь никогда не перестаёт...»
(Первое послание к коринфянам св. апостола Павла)
Святитель Амвросий Медиоланский говорил: "Люби, и делай, что хочешь". Поэтому тот, кто любит, не может уже грешить – так как в душе его живет Сам Бог, Который есть Любовь
Старец Амвросий Оптинский говорил: "Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хотя сначала и без любви".(1 Ин. 4, 8).
|
|
|
Последнее редактирование: 13.06.2012 23:29 Редактировал Алена.
|
|
Служение ближнему... 13 г., 2 мес. назад
|
Репутация: 0
|
Спасибо вам за милость вашу!
Храни вас Милосердный Бог!
Пусть будет путь ваш добротой украшен,
Ведь путь любви главнее всех дорог!
Храните в сердце мир и радость,
Дарите людям благодать,
Ведь Бог от нас ждет только малость:
Любить и ближним сострадать.
Современны ли сейчас понятия «доброта», «милосердие», «отзывчивость»?
Милосердие - готовность помочь, пожертвовать собой ради других, бескорыстно делать добро. Для меня милосердие - это прежде всего то качество, которое необходимо всем нам и которого сейчас очень не хватает. Милосердие часто отождествляют с верой в Бога, но лично я считаю, что это не одно и то же. Можно помогать другим и делать добро и при этом не верить в Бога. Можно, наоборот, ходить в церковь только потому, что это сейчас стало модным, и молиться только для того, чтобы «обеспечить» себе вечную жизнь. К сожалению, и такое бывает. Но с другой стороны, если человек искренне верит в Бога и стремится выполнять все его заповеди, он постарается также быть и милосердным. Для меня в милосердии основное - бескорыстие. Например, во время войны сестры милосердия самоотверженно ухаживали за ранеными, рискуя своей жизнью, выносили раненых и убитых с поля боя, и все это совершенно безвозмездно. Кроме того, они морально поддерживали солдат, не давая им упасть духом, что играет огромную роль в их победах. Имен большинства из них мы никогда не узнаём, но мы всегда будем благодарны им за их самоотверженный труд.
К сожалению, сейчас, в наше трудное время перемен, такие качества, как милосердие, доброта, желание помочь уходят на задний план, а, вытесняя их, вперед выдвигаются деловая хватка, умение получить прибыль и забота прежде всего о себе. Милосердных людей сейчас не много, да и то остальные относятся к ним если не как к умалишенным, то по крайней мере как к глупым. Сейчас никто не поможет старушке перейти через дорогу, донести сумку, не подаст нищему, не пожалеет сирот и тяжелобольных. А мне кажется, что именно в наше время истинного милосердия людям больше всего не хватает. Конечно, богатые люди могут себе позволить сделать пожертвование в различные фонды помощи, но очень часто только для того, чтобы об этом упомянули в газете или по телевидению. А те люди, которые действительно хотят помочь, зачастую не располагают средствами для этого. Но помочь можно не только материально, но и духовно. Поддержка и понимание для каждого из нас значит не меньше, чем материальное благополучие. Я думаю, если бы люди больше заботились о других, исчезло бы с лиц людей выражение какой-то безысходной горести, которое так часто можно видеть на улице, в магазине. Иногда, конечно, попадаются люди веселые, жизнерадостные, оптимистично настроенные, улыбающиеся, но их - единицы. А остальные люди - хмурые, неприветливые, постоянно озабоченные состоянием политики и экономики.
Потеряв милосердие, мы словно разучились радоваться жизни, какой бы она ни была. Мало кому хочется делиться своим счастьем с другими. А ведь жизнь у нас только одна, и было бы так прекрасно не только радоваться ей и жить сегодняшним днем, но и попытаться сделать жизнь других немного легче, светлее и радостнее. Это бы принесло радость и нам самим. Каждая улыбка на лице человека, которому ты помог, делает твое лицо счастливее. С давних времен известно, что причиняемое кому-то зло вернется к тебе стократным злом и что добро, которое ты кому-то сделал, возвратится к тебе. И если мы хотим, чтобы к нам относились хорошо, мы сами должны относиться хорошо к окружающим. Так будем же милосердны!
"Когда человек впервые погружается в мысли о любви и изливает свои чувства перед Богом, другим человеком, он, возвеличивает эти Божественные качества, испытывая сильное влияние Духа. Эта истина приложима ко всем Божественным качествам. Возникающие в человеке праведные чувства множатся под влиянием Духа. Если вы сами не чувствуете любви, то не можете выразить истинную любовь к другим людям. Господь заповедал нам любить друг друга, как Он возлюбил нас, поэтому: любите "по-настоящему"."
|
|
|
Последнее редактирование: 15.06.2012 19:15 Редактировал Алена.
|
|
Служение ближнему... 13 г., 2 мес. назад
|
Репутация: 0
|

Я люблю делать добрые дела. Хорошо это или плохо — любить их делать?
У меня давно сложилась такая практика. Стряслось нечто неприятное, ранило, подавило, плакать хочется, больше не хочется ничего — что ж, самое время: соверши добрый поступок. Купи коробку диабетических конфет на фруктозе и навести старую больную родственницу. Найди древние дедовские тапки и отдай их бомжу, который ходит по улице в больничных бахилах на босу ногу. Бесспорно, это лучше, чем сидеть и плакать. Вообще, лучше сделать нечто доброе, чем не сделать. И то, что возникает тщеславие, гордость от доброго деяния,— не повод отказываться его совершать. Про гордость скажешь на исповеди. А пока обуй бомжа. Все правильно?
Правильно. Но не все. Обманываю я себя этими добрыми делами. Глаза себе отвожу. То, что легко, делаю. А то, что трудно,— нет. Осчастливленный бомж надевает тапки и уходит, чуть не плача от благодарности. А бывший хозяин выданных бомжу тапок сидит на диване перед телевизором и, переключаясь с канала на канал, смотрит все новостные выпуски подряд. На большой громкости — возрастные проблемы со слухом. Перестать скрежетать зубами, отбирать у него пульт и убавлять звук. Вот это был бы действительно добрый поступок. Но я его не совершаю.
Моя знакомая помогает одиноким пенсионерам, такое у нее послушание на приходе. Но слышали бы вы, как она разговаривает по телефону с собственной мамой. Просто рычит. Мама-то не одинокая, что ей сделается.
Совершая что-то доброе, вспомни то, что мог, что должен был сделать, но не сделал, или не делаешь. А еще вспомни то злое, что сделал. Поблагодари Творца за предоставленную возможность хоть что-то сейчас сделать, хоть крохотный камушек положить на светлую чашу весов — она стоит опасно высоко, а темная касается земли. Поблагодари, но на этом не останавливайся. Никто не сделает за тебя того, что ты до сих пор не сделал, что лежит, как правило, в центре твоего мира — самые близкие именно там — и от чего ты уходишь, разбрасываясь по окраинам, по легким делам, сулящим потоки благодарных слов.
Мы уходим, как правило, от тех дел, которые не подкормят нашу гордость; которыми, по выражению бессмертной старухи Шапокляк, «прославиться нельзя». Ну, кто меня похвалит за заботу о собственной матери или сестре? Это ведь естественно. А вот за помощь престарелой соседке меня похвалят, а нет, так я сама себя похвалю.
Ради чего мы делали доброе дело, ради чьего-то блага или ради самооценки — лучше всего об этом говорит наша реакция на неудачу этого самого дела; на ситуацию, в котором наше даяние оказалось лишним или невостребованным. Я помню, как бегала по аптекам, разыскивая редкое лекарство для маленькой дочки моей коллеги, а когда раздобыла наконец — выяснилось, что не надо было бегать-то. Есть уже у коллеги этот препарат, родственники помогли. Ужасно зла я была на этих родственников!
А еще нас обличает ожидание награды от Бога за нашу благотворительность. Иначе говоря — надежда эту награду заслужить: «Завтра у меня трудный день — как-то все получится? — надо милостыню подать да бабу Машу спросить, не нуждается ли в чем». Евангельское мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 10) очень трудно входит в наше сознание. Все-то нам кажется, что, сделав что-то доброе, мы сами стали лучше. Очень важно понять: не стали.
Истинное смирение не осознает своего смирения, истинная милость — своей милости. Для человека, стяжавшего любовь, делать добро — естественно, как дышать; ему не придет в голову намеренно совершать запланированные добрые дела. Совершая свой добрый поступок, вспомни, что ты, увы, не таков. И поблагодари Творца за то, что тебе пришло-таки в голову — хотя бы вот так, хотя бы таким недостойным образом что-то доброе кому-то сделать. Это тоже прививка от гордости. А что есть гордость при совершении доброго дела? Однажды случилось у меня озарение: наши озарения — они ведь еще и для того нам даны, чтоб мы поняли, в какой тьме живем, и я это поняла. Мы ведь Богу их делаем, наши добрые дела: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). Так вот, представьте, что я протягиваю Ему — ну хотя бы кусок хлеба. Но когда Его рука касается куска — быстро отрываю половину мякиша: «Нет, постой, не всё Тебе — мне самой тоже что-то надо!». Присвоение доброго дела себе есть совершенно реальное отнятие его у Бога.
Вот так нужно делать добрые дела — с таким памятованием. Иначе их делать опасно. А совсем не делать тоже нельзя. За вчерашний день я совершила два добрых поступка, и у меня теперь совесть совсем не спокойна. Вот это, наконец, правильно.
Евгения Васильева
|
|
|
Последнее редактирование: 18.06.2012 18:51 Редактировал Алена.
|
|
|