Икона... 12 г., 7 мес. назад
|
Репутация: 0
|
Икона Божией Матери «Млекопитательница» является одним из лучших образцов византийской школы и имеет богатую историю, связанную с именем святого Саввы Освященного, в Лавре которого близ Иерусалима она первоначально и находилась. Святой основатель Лавры при кончине своей в 532 году предсказал братии, что Лавру посетит соименный ему царственный паломник из Сербии Савва, и повелел передать ему в благословение чудотворную икону. Это и произошло через шесть столетий – в ХIII веке. Святитель Савва Сербский привез образ Божией Матери «Млекопитательница» в Хилендарский монастырь на Святой Горе Афон и поставил ее в церкви при Карейской келлии по правую сторону иконостаса – это обстоятельство невольно обращает на себя внимание, т.к. по правую сторону от Царских врат обыкновенно помещается икона Святой Троицы или Спасителя. Впоследствии церковь была названа Типикарницей, так как там хранился устав святителя Саввы. Наиболее известные чудотворные списки иконы есть также в России (Москве и Одессе), Греции и на Святой Земле. История появления этих списков в нашей стране связана с именем преподобного Гавриила Афонского. В главном приделе московского Елоховского Богоявленского собора помещена икона Божией Матери «Млекопитательница» со следующей надписью: «Сия святая икона написана и освящена на Святой Афонской Горе в скиту святого пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память 2-месячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Млекопитательница», принадлежащей вышесказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год». В Одессе список чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница», привезенный преподобным Гавриилом Афонским, находится в Свято-Успенском мужском монастыре. Есть еще одна икона Пресвятой Богородицы «Млекопитательница». Она была обретена в 1650 году на высоком дереве в урочище Крестогорске, что в двадцати верстах от Минска. На месте ее явления был построен храм в честь Успения Божией Матери. Помещается образ над царскими вратами и посредством особого механизма спускается вниз для того, чтобы богомольцы могли к нему приложиться. Осталось много преданий о чудотворной силе этой иконы, она помогала при избавлении от различных бед и недугов. Празднование образу Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы» установлено в день памяти святителя Саввы Сербского, 12 января.по старому стилю ,т.е. 25 января - по новому.
|
|
|
Последнее редактирование: 24.01.2013 19:46 Редактировал Алена.
|
|
Икона... 12 г., 6 мес. назад
|
Репутация: 0
|


В древности был обычай, согласно которому, выходя из соборного храма по окончании утрени, отцы прикладывались к находившейся тогда во внешнем притворе иконе Божией Матери, и там игумен давал привратнику ключи от закрытых в вечерние часы врат Обители, чтобы тот их открыл.
Предание говорит о том, что 21 января 1320 года, когда игумен передавал ключи привратнику, икона ожила и Божия Матерь возопила: «Не открывайте сегодня врата монастыря, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов». Тогда, о, чудес Твоих Христе Царю!, младенец Иисус, находившийся в объятиях Богородицы, пытался ручкой заградить уста Своей Пречистой Матери, сказав Ей: «Не надо, Мати моя, не говори им. Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях». Тогда Госпожа Богородица с великим материнским дерзновением к Сыну Своему и Богу, взяла ручку Христа и отвела от уст, и, повернув голову вправо, уклонилась от руки Христа, и воскликнула, обращаясь к игумену второй раз: «Не открывайте сегодня врата Обители, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов». И «смотрите, покайтесь, потому что Сын Мой гневается на вас». И в третий раз повторила: «Сегодня не открывайте врата Обители…» По завершении диалога, Госпожа Богородица и Пречистый Ее Младенец снова замерли на иконе, но уже в том виде, в каком это видно сегодня, то есть Божия Матерь удерживает ручку Христа чуть ниже Своих уст, голова Ее повернута в попытке уклониться от нее, а выражение лица таково, что исполнено безграничного снисхождения, любви и материнской нежности, в то время как Христос, хотя и младенец, но как Судия, имеет строгий вид.
Эта икона поистине нерукотворна, потому что в сегодняшнем облике она создана благодатью Божией, а после чудесного вмешательства Богородицы и спасения монастыря она была названа «Божия Матерь Отрада и Утешение». Как свидетельствуют паломники, не могущие насмотреться на нее, нежное выражение лика Божией Матери дарит душе человека отдохновение и покой.
В этом чуде еще раз проявляется, согласно общему убеждению Церкви, матернее дерзновение Богородицы ходатайствовать о грехах человеческого рода «к Сыну Своему и Богу» и спасать его Своими молитвами от бед, праведно постигающих его по множеству грехов.
По завершении чуда монахи затеплили и поддерживают неугасимой лампаду перед иконой. Каждую пятницу в особом параклисе Отрада и Утешение совершается Божественная литургия, и каждый день служится молебен. В древности также был обычай совершать монашеские постриги в этом параклисе.
С этой иконой связана жизнь преподобного Неофита, который был «просмонарием» иконы Божией Матери Отрады и Утешения. Однажды монастырь направил его на время на подворье на остров Эвбею. Там он тяжело заболел и попросил Божию Матерь сподобить его умереть в монастыре покаяния. Тотчас он услышал голос Божией Матери: «Неофит, ступай в свой монастырь и через год будь готов». Поблагодарив Божию Матерь за продление жизни, преподобный велел своему послушнику готовиться к возвращению в Обитель. И действительно по прошествии одного года, причастившись как-то раз Пречистых Тайн и поднимаясь по лестнице перед параклисом Божией Матери Отрада и Утешение, он услышал Ее голос: «Неофит, время твоего отшествия настало». Придя в свою келью, преподобный почувствовал недомогание и, получив прощение от всей братии, предал свой дух в объятия Божией Матери.
История иконы крепко соединена с Ватопедским монастырем на Афоне, а так же с императором Феодосием Великим, сын которого, Аркадий, упал с корабля в море во время бури. Беда эта случилась в 395 году близ монастыря. Корабль едва пристал к афонскому берегу. Путники Аркадия тщетно искали бездыханное тело в прибрежной полосе, совсем уже отчаявшиеся, они хотели вернуться на корабль. В последний миг внимание всех привлек куст. Когда все подошли к нему поближе, то увидели царевича спокойно спавшего в тени куста. Он рассказал своим друзьям, что спасло его заступничество Богоматери, к которой он успел обратиться в последнюю секунду жизни перед явной погибелью. Император Феодосий Великий помог созданию обители на месте чудесного спасения сына. Монастырь назвали Ватопед, что в переводе с греческого означает «куст отрока». В алтаре соборного храма поставили образ Пресвятой Богородицы и дали иконе имя «Отрада», через годы добавилось еще одно слово — «Утешение». Это случилось после того, как чудотворный образ спас Ватопедский монастырь от разбойников и разграбления, такое нападение было совершено в 807 году.
|
|
|
Последнее редактирование: 31.01.2013 15:16 Редактировал Алена.
|
|
Икона... 12 г., 6 мес. назад
|
Репутация: 0
|


День памяти 25 января/ 07 февраля.
Перед каждым иконописным изображением Пресвя¬той Богородицы мы молим Царицу Небесную о наших душевных и телесных нуждах, просим Ее утешить в наших невзгодах, подать нам духовную радость. Однако, есть среди многих чудотворных икон Пречистой такая, которая так и называется: «Утоли моя печали».
Древнейшая из икон с таким наименованием находилась в местечке Шклове Могилевской губернии. Неизвестно, где была написана эта икона, прослави¬вшаяся чудотворениями, может быть в русском монастыре на Афоне или где-либо в другом месте. В 1640 году войска Царя Михаила Феодоровича в сражении возле Шклова разбили поляков, и в память об этой победе список с чудотворного образа был принесен с казаками в Москву и помещен в храме святителя Николая на Пупышах в Садовниках (Замос¬кворечье, ныне разрушен).
Одно время, вероятно, вследствие пожара и неоднократных перестроек храма об иконе забыли, она была заброшена и находилась на колокольне в великом небрежении. Но обильные милости, явлен¬ные через нее Божией Матерью, заставили вспомнить забытую святыню. Предание сохранило нам память о первом прослав¬лении этой иконы, бывшем во второй половине семнадцатого столетия. Чудодейственная сила иконы Богородицы "Утоли моя печали" открылась при следующих обстоятельствах.
Одна женщина знатного происхождения долгое время страдала расслаблением рук и ног. Помощь врачей была здесь бессильна. В сонном видении ей было велено ехать в Москву и молиться перед образом Божией Матери с надписью «Утоли моя печали». При этом ей была показана и сама икона. В указанном храме женщина не нашла этого образа и обратилась за помощью к священнику, который достал по этому случаю с колокольни все находящиеся там ветхие иконы. На одной из них действительно оказалась надпись «Утоли моя печали». Лишь образ поднесли к женщине, та воскликнула:
-Она! Она!
После молебна больная почувствовала в себе столько силы, что без посторонней помощи встала на ноги и сама вышла из церкви. Это чудо совершилось 25 января (по старому стилю). С тех пор с 1760 года было установлено в этот день праздновать память иконы «Утоли моя печали». В храме святителя Николая иконе было отведено подобающее место, был устроен придел в ее честь.
Верующие и страждущие со всего города устреми¬лись в Замоскворечье поклониться новоявленной святыне, и сила Божия проявилась еще во многих чудотворениях. Особенно много чудес произошло во время эпидемии чумы 1771г. С чудотворного образа стали делать списки, распространявшиеся по всей России, и только в одной Москве прославились чудеса¬ми еще четыре одноименные иконы. Святитель Филарет Московский сам лично совершал молебные пения перед этой чудотворной иконой. Перед ней молились Царицы - супруги императоров Павла I, Николая I и Александра II. Ныне чудотворная иконы «Утоли моя печали» нахо¬дится в московском Николо-Кузнецком храме.
Празднование иконе Божией Матери «Утоли моя печали» совершается 25 января/ 07 февраля. Святейший Патриарх Алексий многократно совершал перед ней в этот день Божественную литургию.
Иконографический извод представляет Богоматерь, держащую младенца правой рукой, левую руку прижи¬мает к щеке. Младенец держит перед собой разверну¬тый свиток с текстом «Суд праведен судите, и милости и щедроты творите кийждо искреннему своему».
|
|
|
Последнее редактирование: 08.02.2013 23:29 Редактировал Алена.
|
|
Икона... 12 г., 6 мес. назад
|
Репутация: 0
|


Предполагается, что икона была написана в иконописной мастерской при Леушинском Иоанно-Предтеченском женском монастыре по заказу гатчинского купца Гавриила Медведева, который пожертвовал её монастырю в начале 1860 года. Один из списков образа до сих пор находится в иконостасе Леушинского подворья в Санкт-Петербурге.
Особый список в начале ХХ века был сделан для святого праведного Иоанна Кронштадтского, на котором по благословению игуменьи Таисии была сделана надпись «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Святой Иоанн сам освятил образ, а впоследствии благословил им купца Василия Муравьёва, будущего старца Серафима Вырицкого.
Высказываются предположения о том, что именно этот список в настоящее время находится в Свято-Георгиевском женском монастыре в селе Даневка Черниговской епархии. Чудотворный список передали в Даневскую обитель духовные дети преподобного Серафима Вырицкого, сохранившие образ после кончины старца. За время своего пребывания в обители икона прославилась исцелениями страждущих, свидетельства о которых приведены в двух книгах, изданных Свято-Георгиевским монастырем.
Сам Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, в котором был написан образ, в 30-х годах ХХ столетия попал под затопление Рыбинским водохранилищем. 29 ноября 2003 года в старинном селе Брейтово, перенесённом в своё время из зоны затопления, была освящена первая в России часовня в честь Леушинской иконы. Часовня, расположенная на высокой насыпи у самой кромки водохранилища, во время весеннего разлива оказывается окружённой водой. Этот факт послужил появлению ещё одного названия иконы – «Богородица-на-водах».
23 апреля 2002 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви икона Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» была внесена в список чудотворных икон. День празднования – суббота пятой седмицы (недели) Великого поста (Суббота Акафиста или Похвала Пресвятой Богородицы).
|
|
|
Последнее редактирование: 18.02.2013 01:07 Редактировал Алена.
|
|
Икона... 12 г., 5 мес. назад
|
Репутация: 0
|
Явление Державной иконы Божией Матери произошло 2/15 марта 1917 года, в день отречения Царя-Мученика Николая II от Престола. Согласно церковному преданию, этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы имеет особое промышление о конечных судьбах мира. Его эсхатологическое значение состоит в том, что Богоматерь является тем самым апокалипсическим «удерживающим», который хранит мир до времени пришествия антихриста. Для России «Державный» образ является судьбоносным, поскольку в лице этой иконы Сама Матерь Божия приняла на Себя преемство власти Российской державы, став духовной Самодержицей нашей страны и охранительницей Престола для будущего Помазанника Божия. Образ является также залогом прощения русского народа, который через неисчислимые страдания, кровь и слезы должен прийти к покаянию.
Обретение иконы совершилось чудесным образом. Одной женщине, крестьянке Бронницкого уезда, Жирошкинской волости, деревни Починок, Евдокии Андриановой, проживавшей в слободе Перерве, в феврале 1917 г. были два сновидения. В ночь на 13-е февраля 1917 г. Андрианова услышала таинственный голос, повелевавший ей отправиться в село Коломенское и найти большую черную икону, которую нужно было вымыть, сделать «красной» и, как указывал голос, «пусть молятся», так как великое испытание, попускаемое Богом, идет на весь русский народ. После молитвы благочестивой женщины о получении более ясных указаний воли Божией ночью 26-го февраля ей приснилась белая церковь, в которой величественно восседала Царица Небесная. Она сказала женщине: «Сейчас Я Сама взяла державу и скипетр в Свои руки, а с иконой Державной посылаю Свою особую Благодать и Силу. Эта икона не спасает от испытаний, так как испытания нужны, чтобы пробудить духовную сторону в людях, но кто во время испытаний будет с верой молиться у этой иконы, тот будет спасаем».
2-го марта крестьянка Андрианова, подготовившись к исповеди и св. причащению, отправилась из Перервы к настоятелю белой церкви в село Коломенское. При виде Вознесенского храма Евдокия сразу узнала в нем церковь, которую видела во сне. Настоятель о. Николай Лихачев сначала отнесся с недоверием к ее рассказу, но, уступая настояниям крестьянки, привел ее в церковь и показал все старинные иконы Богоматери, находившиеся в храме, но ни в одной из них Андрианова не нашла сходства с образом из своего сновидения. Тогда по совету одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о. Николай продолжил поиски иконы в подсобных помещениях храма - на колокольне, на лестнице и в церковном подвале. В последнем, среди старых досок, тряпок и рухляди, и была обретена большая черная икона. Когда ее промыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией Матери в образе земной Царицы, величественно восседающей на царском троне с благословляющим Богомладенцем на коленях. Богородицы была представлена в красной порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках. Лик Богоматери был необычайно строг и скорбен. Новая икона Божией Матери сразу получила название «Державной».
Весть о явлении чудотворной иконы в день отречения Государя от Престола быстро пронеслась по окрестностям, проникла в Москву и распространилась по всей России. Большое количество богомольцев стало стекаться в село Коломенское, и перед иконой были явлены многочисленные чудеса исцеления душевных и телесных недугов. Икону стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя ее в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. После прославления святого образа Патриарх Тихон принял участие в составлении службы и акафиста иконе, повелев собрать в нем по частице из каждого акафиста, какие написаны были для других икон Божией Матери, явленных в России, и назвать его «Акафист акафистов». Сохранились воспоминания, что, слушая его, вся церковь падала на колени.
Вскоре после обретения иконы в селе Коломенском она была передана в Воскресенский женский монастырь в Москве, так как было установлено по записям в монастырских книгах, что чудотворная икона принадлежала прежде монастырю, но в 1812 г. перед нашествием Наполеона была в числе других икон передана на хранение в Вознесенскую церковь, и о ней в монастыре забыли. Позднее икона находилась некоторое время в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, а оттуда вместе с другими святынями закрытого Вознесенского храма была передана на хранение в Государственный исторический музей (ГИМ 67494 V ИУШ 1399).
Возвращение чудотворной иконы знаменательно совпало с освобождением России от богоборческого ига. В конце 1980-х годов стараниями митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима икона была негласно передана в Издательский отдел Московского Патриархата, где и пребывала в течение нескольких лет в алтаре домового храма преподобного Иосифа Волоцкого. 27 июля 1990 года, спустя несколько дней после первого поминовения Государя с Семьей за Литургией (17 июля 1990 г.), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II духовенство и православные москвичи торжественно перенесли икону в Коломенское, в действующую Казанскую церковь, где образ был поставлен у правого клироса храма. С этого времени была установлена традиция чтения по воскресным дням перед чудотворной иконой Божией Матери «Державная» известного «Акафиста акафистов».
|
|
|
Последнее редактирование: 14.03.2013 22:03 Редактировал Алена.
|
|
Икона... 12 г., 1 мес. назад
|
Репутация: 0
|
Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец» называют еще «Симеоново проречение». Как повествует святой евангелист Лука, праведному старцу Симеону Богоприимцу «...было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2. 26). И вот когда родители на сороковой день после рождения Младенца принесли Его в храм, пришел туда «по вдохновению» и Симеон, взял Младенца на руки (откуда и появилось название «Богоприимец») и произнес знаменитые слова, которыми с тех пор завершается каждая служба вечерни и известные как Молитва святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром...» (Лк. 2. 29) Затем он благословил святого Иосифа и Пречистую Матерь Спасителя и обратился к Марии с тем самым Симеоновым проречением: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2. 34, 35). Подобно тому, как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой Девы поразит некое «оружие» печали и сердечной боли, когда увидит Она страдания Сына Своего; после же откроются скрытые помышления людей, которым предстоит сделать выбор: с Христом они или против Него. Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом нескольких «символических» икон Богородицы.
Обычно на иконе изображается Божия Матерь, сердце Которой пронизывают семь мечей – по три справа и слева и один снизу. Число «семь» в Священном Писании означает «полноту» чего-либо, в данном случае – полноту всего того горя, «печали и болезни сердечной», которые перенесла Пресвятая Дева в Ее земной жизни.
Похожее изображение имеет еще «Семистрельная» икона Божией Матери. Разница только в том, что мечи, пронзившие сердце Богоматери, расположены на ней несколько иначе – три с одной и четыре с другой стороны. Празднование этой иконе совершается 13-го августа, в то время, как празднование иконе «Умягчение злых сердец» приходится в Неделю Всех святых.
Все верующие, прибегающие к чудотворным иконам с верой и молитвою чувствуют, что при умягчении сердца облегчаются душевные и телесные страдания, они сознают, что когда молятся перед этими образами за врагов своих, тогда исчезают их враждебные чувства, уступая место доброте и милосердию.
|
|
|
Последнее редактирование: 30.06.2013 16:05 Редактировал Алена.
|
|
|