Добро пожаловать, Гость
Пожалуйста Вход или Регистрация.    Забыли пароль?
ВнизСтраница: 1
Сообщения темы: О совести
#6037
О совести 12 г. назад Репутация: 0
Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон. Это те кладези, которые, как толкуют Святые отцы, искапывал Исаак, а Филистимляне засыпали (Быт. 26). Последуя сему закону, то есть совести, Патриархи и все Святые, прежде написанного закона, угодили Богу. Но когда люди, чрез грехопадение, зарыли и попрали ее, тогда сделался нужен закон написанный, стали нужны святые Пророки, нужно сделалось самое пришествие Владыки нашего Иисуса Христа, чтобы открыть и воздвигнуть ее (совесть); чтобы засыпанную оную искру снова возжечь хранением святых Его заповедей.

Ныне же в нашей власти, или опять засыпать ее, или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей. Ибо, когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем сим, и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать ее, тогда мы засыпаем ее, и она не может уже явственно говорить нам от тяготы, лежащей на ней, но, как светильник сияющий за завесою, начинает показывать нам вещи темнее. И как в воде, помутившейся от многого ила, никто не может узнать лица своего; так и мы, по преступлении, не разумеем, что говорит нам совесть наша; так что нам кажется, будто ее вовсе нет у нас. Однако нет человека, не имеющего совести, ибо она есть, как мы уже сказали, нечто божественное и никогда не погибает, по всегда напоминает нам полезное, а мы не ощущаем сего, потому что, как уже сказано, пренебрегаем ею и попираем ее.

Посему-то Пророк оплакивает Ефрема и говорить: Соодоле Ефрем соперника своего, и попра суд (Осии 5, 11.). Соперником же называет совесть. Поэтому и в Евангелии сказано: буди увещаваяся с соперником твоим, дондеже еси на пути с ним, да не когда тя предаст судии, а судия слугам, и всадят тя в темницу; аминь глаголю тебе: не изыдеши оттуду, дондеже воздаси последний кодрант (Мат. 5, 25, 26). Но почему же совесть называется соперником? Соперником называется она потому, что сопротивляется всегда злой нашей воле и напоминает нам, что мы должны делать, но не делаем; и опять, чего не должны делать, и делаем, и за это она осуждает нас, потому и Господь называет ее соперником и заповедует нам, говоря: буди увещаваяся с соперником твоим, дондеже еси на пути с ним. Путь, как говорит Василий Великий, есть мир сей.

И так потщимся, братия, хранить совесть нашу, пока мы находимся в этом мире, не допустим, чтобы она обличала нас в каком-либо деле; не будем попирать ее отнюдь ни в чем, хотя бы то было и самое малое. Знайте, что от (пренебрежения) сего малого и в сущности ничтожного мы переходим и к пренебрежению великого. Ибо если кто начнет говорить: “что за важность, если я скажу это слово? что за важность, если я съем эту безделицу? Что за важность, если я посмотрю на ту или на эту вещь?” от этого: “что за важность в том, что за важность в другом” впадает он в худой навык [В слав.: “злую и горькую пажить”] и начинает пренебрегать великим и важным и попирать свою совесть, а таким образом, закосневая (во зле), находится в опасности придти и в совершенное нечувствие. Поэтому берегитесь, братия, пренебрегать малым, берегитесь презирать его, как малое и ничтожное; оно не малое, ибо чрез него образуется худой навык. Будем же внимать себе и заботиться о легком, пока оно легко, чтобы оно не стало тяжким: ибо и добродетели, и грехи начинаются от малого и приходят к великому добру или злу. Поэтому заповедует нам Господь блюсти свою совесть, и как бы особенно увещевает (каждого из нас), говоря: “посмотри, что ты делаешь, несчастный! опомнись, помирись с соперником твоим, пока ты на пути с ним”. Потом указывает бедственные последствия от несоблюдения сей заповеди: да не когда предаст тя судии, а судия слугам и всадят тя в темницу. А за тем что? – Аминь глаголю тебе, не изыдеши оттуду, дондеже воздаси последний кодрант. Ибо совесть обличает нас, как я уже сказал, и в добре и в зле, и показывает нам, что делать и чего не делать; и опять она же осудит нас в будущем веке; поэтому и сказано: да не когда предаст тя судии, и прочее.

А хранение совести многоразлично; ибо человек должен сохранять ее в отношении к Богу, к ближнему, и к вещам. В отношении к Богу, хранит совесть тот, кто не пренебрегает Его заповедями, и даже в том, чего не видят люди, и чего никто не требует от нас; он хранит совесть свою к Богу в тайне. Например, обленился ли кто в молитве, или страстный помысл вошел в сердце его, а он не воспротивился ему и не восстягнул себя, но принял его; также если кто, видя ближнего, делающего или говорящего что-либо, и как (обыкновенно) случается, осудил его; короче сказать, все что бывает в тайне, чего никто не знает, кроме Бога и совести нашей, должны мы хранить: и сие-то есть хранение совести в отношении к Богу. А хранение совести в отношении к ближнему требует, чтобы не делать отнюдь ничего такого, что, как мы знаем, оскорбляет или соблазняет ближнего, делом или словом, или видом, или взором: ибо и видом, как я часто повторяю, даже и взором можно оскорбить брата. Короче сказать: человек не должен делать ничего такого, о чем знает, что он делает это с намерением оскорбить ближнего; сим оскверняется совесть его, сознавая, что это сделано с тем, чтобы повредить брату или опечалить его: и сие-то значит хранить свою совесть в отношении к ближнему. А хранение совести в отношении к вещам состоит в том, чтобы не обращаться небрежно с какою-либо вещью, не допускать ей портиться, и не бросать ее как-нибудь, а если увидим что-либо брошенное, то не должно пренебрегать сим, хотя бы оно было и ничтожно, но поднять и положить на свое место. Не должно также обходиться нерассмотрительно с своею одеждою; ибо случается, что иной мог бы носить одежду [Вероятно полотняную - хитон] неделю или две, или даже месяц, а он часто моет ее преждевременно, и тем портит ее, и вместо того, чтобы носить ее пять месяцев или более, он частым мытьем приводит ее в ветхость и негодность? а это против совести. Также и в отношении постели, часто иной мог бы довольствоваться одной подушкой, а он ищет большой постели; или имеет власяницу, но хочет переменить ее, и приобрести другую новую, или более красивую, по тщеславию, или от уныния. Иной опять может обойтись одним покрывалом, а он ищет другого лучшего, иногда даже и спорит, если не получит его. А если он еще станет примечать за братом своим и говорить: “за чем у него есть, а у меня нет?” то такой далек от преуспеяния. Также если кто-либо развесит свою одежду или покрывало на солнце и поленится во время снять их, и допустит им от зноя портиться; то и это против совести. Также и в пище, иной может удовлетворить своей потребности малым количеством какой-либо овощи или чечевицей, или немногими маслинами, а он не хочет этого, но ищет другой пищи, вкуснейшей и лучшей: это все против совести. Отцы же говорят, что монах никогда не должен допускать, чтобы совесть обличала его в какой-либо вещи. И так необходимо нам, братия, внимать себе всегда и охранять себя от всего этого, чтобы не подвергнуться тому бедствию, от которого сам Господь предостерегает нас, как мы выше сказали. Да подаст нам Бог слышать и исполнять сие, чтобы слова отцов наших не послужили нам на осуждение. 

Авва Дорофей
Алена
Постов: 1359
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Последнее редактирование: 04.08.2013 13:42 Редактировал Алена.
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#6038
О совести 12 г. назад Репутация: 0
СОВЕСТЬ

Совесть — чувство духа человеческого, тонкое, светлое, различающее добро от зла.

Это чувство яснее различает добро от зла, нежели ум.

Труднее обольстить совесть, нежели ум.

И с обольщенным умом, подкрепляемым грехолюбивою волею, долго борется совесть.

Совесть — естественный закон.

Совесть руководствовала человека до Закона письменного. Падшее человечество постепенно усваивало себе неправильный образ мыслей о Боге, о добре и зле: лжеименный разум сообщил свою неправильность совести. Письменный Закон соделался необходимостью для руководства к истинному Богопознанию и к Богоугодной деятельности.

Учение Христово, запечатленное святым крещением, исцеляет совесть от лукавства, которым заразил ее грех. Возвращенное нам, правильное действие совести, поддерживается, возвышается последованием учению Христову.

Здравое состояние и правильное действие совести возможно только в недре Православной Церкви, потому что всякая принятая неправильная мысль имеет влияние на совесть: уклоняет ее от правильного действия.

Потемняют, притупляют, заглушают, усыпляют совесть — произвольные согрешения.

Всякий грех, не очищенный покаянием, оставляет вредное впечатление на совести.

Постоянная и произвольная греховная жизнь как бы умерщвляет ее.

Умертвить совесть — невозможно. Она будет сопровождать человека до страшного суда Христова: там обличит ослушника своего.

По изъяснению святых Отцов, соперник человека, упоминаемый в Евангелии, — совесть.

Точно: она соперник! потому что сопротивляется всякому противозаконному начинанию нашему.

Сохраняй мир с этим соперником на пути твоем к небу, во время земной жизни, чтоб он не сделался твоим наветником в то время, как будет решаться вечная твоя участь.

Говорит Писание: Избавит от злых душу свидетель верен. Свидетель верный — непорочная совесть: она избавит душу, внимающую советам ее, от согрешений до наступления смерти и от вечных мук по смерти.

Как лезвие ножа натачивается камнем, так совесть натачивается Христом: она просвещается изучением и изощряется исполнением евангельских заповедей.

Просвещенная и изощренная Евангелием совесть подробно и ясно показывает человеку, его согрешения — и самые малейшие.

Не делай насилия сопернику — совести! Иначе лишишься духовной свободы: грех пленит тебя, и свяжет. Сетует Пророк от лица Божия о попирающих совесть, наветующих самим себе: Соодоле Ефрем соперника своего, попра суд, яко нача ходити вслед суетных.

Острие совести очень нежно; его надо хранить и хранить. Хранится оно, когда человек исполняет все требования совести, а нарушение какого либо требования, по немощи или увлечению, омывает слезами покаяния.

Не думай ни о каком грехе, что он маловажен: всякий грех есть нарушение Закона Божия, противодействие воле Божией, попрание совести.

От безделицы, от ничтожных, невидимому, согрешений переходим постепенно к великим грехопадениям.

Что значит это? — велик ли это грех? — что это за грех? — это не грех! — так рассуждает небрегущий о спасении своем, когда он решается вкусить запрещенной Законом Божиим греховной снеди. Основываясь на таком неосновательнейшем суждении, он непрестанно попирает совесть.

Острие ее притупляется, свет ее тускнет; в душе разливаются мрак и хлад небрежения и нечувствия.

Нечувствие соделывается наконец обыкновенным состоянием души. Часто бывает она удовлетворенною им; часто признает его состоянием угодным Богу, спокойствием совести, а оно — утрата ощущения своей греховности, утрата ощущения благодатной, духовной жизни, усыпление и слепота совести.

При таком состоянии, при страшном омрачении и нечувствии, различные грехи свободно входят в душу, устраивают в ней логовище для себя. Грехи, закосневая в душе, обращаются в навыки, столько же сильные, как природа, а иногда более сильные, нежели природа. Греховный навыки называются страстями. Человек не замечает того, — а он неприметным образом окован отвсюду грехом, в плену у него, в рабстве.

Кто, пренебрегая постоянно напоминаниями совести, допустил себе впасть в рабство греха: тот только с величайшим трудом, при содействии особенной помощи Божией, возможет расторгнуть цепи этого рабства, победить страсти, обратившиеся как бы в природные свойства.

Возлюбленнейший брат! со всевозможным вниманием и тщанием храни совесть.

Храни совесть по отношению к Богу: исполняй все повеления Божии, как видимые всем, так и никому невидимые, видимые и ведомые только одному Богу и твоей совести.

Храни совесть по отношение к ближнему: не довольствуйся одною благовидностью твоего поведения к ближним! ищи от себя, чтоб самая совесть твоя удовлетворялась этим поведением. Она будет тогда удовлетворяться, когда не только дела, но и сердце твое будут поставлены в отношение к ближнему, заповеданное Евангелием.

Храни совесть к вещам, удаляясь излишества, роскоши, небрежения, помня, что все вещи, которыми ты пользуешься — творения Божии, дары Божии человеку.

Храни совесть к самому себе. Не забывай, что ты — образ и подобие Бога, что ты обязан представить этот образ, в чистоте и святости, Самому Богу.

Горе, горе! если Господь не узнает Своего образа, не найдет в нем никакого сходства с Собою. Он произнесет грозный приговор: Не вем вас. Непотребный образ будет ввергнут в неугасающий пламень геенны.

Бесконечная радость обымет ту душу, на которую воззрев Господь, признает в ней сходство с Собою, увидит в ней ту красоту, которую Он, по бесконечной благости Своей, усвоил ей при сотворении, восстановил и умножил при искуплении, которую повелел соблюдать в непорочной целости удалением от всякого греха, хранением всех евангельских заповедей.

Неумолкающий, нелицеприятный блюститель и напоминатель такого удаления и хранения — совесть. Аминь.


Игнатий (Брянчанинов), свт.
Алена
Постов: 1359
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#6039
О совести 12 г. назад Репутация: 0

Кому из нас не знакомо обличающее чувство в душе после греховного поступка, появляющееся помимо нашей воли! Это вовсе не страх наказания, ведь порой наш грех не известен окружающим. Например, человек обманул, и хотя ему поверили, а об обмане никто не знает, он всё же мучается, томится, даже ночами не спит. Сам с собой спорит. Он как будто говорит кому-то: «Подумаешь! Ничего особенного. Ведь никто не узнает». А тот кто-то настойчиво отвечает ему: «Нет. Это нехорошо. Стыдно так поступать».
Кто же этот «кто-то», кто быстро реагирует на наши грехи, не оставляет в покое, стыдит?
Конечно, это наша совесть.
Но что ей надо от нас? И по какому праву она поселилась в нашей душе?
Мы все – творения Божии. А Бог не оставляет Своих детей без присмотра ни на минуту. Мало ли что мы можем натворить! Наши родители также оберегают нас от падений, ушибов. Чтобы защитить нас, голос мамы или папы зачастую бывает строг: «Не смей!», «Не трогай!», «Вернись!». Но взрослые не всегда бывают рядом.
Чтобы уберечь нас от нравственного падения, погибельного греха, Господь дал каждому человеку духовный орган – совесть.
Примерно к семи годам в нас формируется отзывчивость на голос совести. Один мальчик шести лет на вопрос о совести сказал, что он не знает, что это такое, но думает, что это связано с плохим ощущением, когда задираешь девочек или маленьких собак. А школьник девяти лет объяснил, что совесть – это голос внутри, который говорит ему «нет», если он хочет сделать что-то плохое, например, побить младшего брата.
В Священном Писании совесть называется сердцем.
В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос совесть уподобил «оку» (глазу), посредством которого человек видит себя и свои поступки.
Еще Господь уподобил совесть «сопернику», с которым человеку необходимо примириться до того, как он предстанет пред Судьей.
Святые отцы именуют совесть голосом Божиим в человеке.
Этот внутренний голос выражает себя помимо нашего желания. Подобно тому, как мы не можем себя убедить, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы – отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем убедить себя в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.
Некоторые видят в словах Христовых о «черве неумирающем», который в будущей жизни будет мучить грешников, указание на угрызения совести.
Когда Адам был безгрешен, он общался и беседовал с Богом. С момента его падения человек лишен непосредственного общения с Творцом, поэтому по великой Своей любви Бог вложил в нас особую способность слышать Его голос через нашу совесть.
Совесть действует во всех людях независимо от их возраста, национальности, воспитания и уровня развития. Вы с детства встречали выражения:
• сделано на совесть (качественно)
• положиться на совесть (довериться без гарантий)
• ответить по совести (честно).
Есть такая пословица: «Совесть не повесть, в архив не сдашь». Действительно, людей обмануть можно, а совесть нет, она всё про нас знает. Правда, можно заглушить ее голос, как говорят, «пойти на сделку с совестью».
О плохих людях говорят «бессовестный», «человек с запятнанной совестью», а о совсем плохих – «нет ни стыда, ни совести».
Наоборот, о хорошем, честном человеке скажут «совестливый», «с кристально чистой совестью». Даже о кающемся преступнике могут сказать, что тот «не совсем совесть потерял».
Своим ученикам на уроках по теме «Совесть» я давала задание написать сочинение «Как меня мучила совесть, и когда она успокоилась».
Много я прочитала интересных историй, некоторые из них прочно запомнились.
Один десятиклассник поведал о себе то, как однажды, войдя в свой подъезд, он попал в темноту (отключили электричество). Делать нечего – стал подниматься по лестнице почти на ощупь. И через некоторое время услышал голоса в застрявшем лифте. Не желая включаться в чьи-то проблемы, «наш герой» решил себя не обнаруживать и даже стал еле слышно наступать на кафельный пол. Так он «прокрался» на свой этаж.
Дома горели свечи. Было даже романтично. Но на душе «скребли кошки». Он представил несчастных людей в лифте, и решение пришло мгновенно. Со свечами он и домашние спустились к лифту, стали переговариваться с невольными затворниками, успокоили их тем, что уже дозвонились до аварийки, шутили и подбадривали их. Вскоре аварию ликвидировали. Все были довольны, и особенно автор рассказанной истории. Ведь его больше не грызла совесть, и на душе было легко.
Здесь мы видим активное действие совести в человеке. Вначале она резко осудила лукавый поступок и стала жечь изнутри, а потом наградила за доброе участие в судьбе людей чувством радостного удовлетворения. Совесть побудила юношу оказать помощь другим. А почему? Потому что он представил себя на их месте и понял, как им плохо. В отношениях с людьми всегда надо пользоваться Евангельским правилом, которое называют Золотым правилом этики: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). Сопереживание рождается от пробудившейся совести, потому что источником совести является любовь.
Итак, наша совесть – живой участник нашей жизни, действующая часть души. Каждый орган как человеческого тела, так и души отвечает за определенную работу. А какие функции имеет совесть? Их три:
1. Совесть – законоучитель. Учит различать добро и зло. Подсказывает, что нельзя делать и как надо поступать.
2. Совесть – судья. Дает оценку совершенному поступку, судит его, называя либо грехом (плохой поступок или мысль), либо добродетелью (хороший поступок или мысль).
3. Совесть – мздовоздаятель. За добро награждает удовлетворением, радостью, за зло – укоряет, мучает.
Почему же, имея такой бесценный дар, как совесть, люди совершают дурные поступки? Почему они нарушают писаные законы (заповеди) и неписаные (законы совести)?
Представьте себе, ребята, шумную дискотеку. Гремит музыка, мелькает свет, народу столько, что невозможно протиснуться. Где-то в центре этой толпы – ваш друг. Вы зовете его, напрягаетесь, кричите, но он вас не слышит. Как тут докричаться? Никак. Он услышит вас, только если умолкнет этот грохот.
Так и совесть наша. Она порой не может докричаться до человека из-за громких помех – его грехов.
Или еще один пример. После землетрясения спасатели ищут оставшихся в руинах уцелевших людей. За горой камней, песка, всего хлама не слышно их криков о помощи, только специальные приборы да обученные собаки могут определить местонахождение несчастных. И голоса их становятся доступны человеческому слуху только после разбора завалов.
Так и голос совести человек слышит, если очищает свою душу от хлама грехов.
Вот еще одно сочинение, теперь уже пятиклассника. Тогда он учился в Православной гимназии.
«Однажды в магазине, когда не было продавцов, я незаметно взял игрушку и сразу спрятал ее в куртку.
На следующее утро и потом весь день я боялся вопроса мамы, откуда у меня эта игрушка. У меня разболелась голова, мама даже спросила, что со мной случилось. Мне хотелось признаться, но я не мог и всё мучился.
Наконец, однажды за общим столом я всем сказал про эту игрушку. Я попросил прощения у продавцов, поисповедовался у батюшки, причастился и больше никогда не ворую».
Оказывается, как легко и радостно жить в ладу со своей совестью! Хотя и непросто признаться в содеянном, на это нужна воля, даже мужество, зато велика награда за раскаяние. И Богу мило, и людям!
Наше благочестие – это прежде всего чистая совесть. Ведь как учит апостол Павел, и язычники могут спастись, если их совесть засвидетельствует перед Богом их добродетельную жизнь. Ведь миллионы людей жили до Рождения Господа нашего Иисуса Христа, но если жили по совести, то Бог их тоже примет в Свои обители. А мы с вами христиане, нам тем более надо дорожить чистой совестью, как святыней.Это непременное условие нашего спасения. Надо пристально вглядываться и вслушиваться в свою совесть, соотносить свои поступки с законами Божиими, бороться со страстями.
«Несчастен тот, в ком совесть нечиста», – сказал А.С.Пушкин, и это так верно. От нечистой совести угасает любовь, а как жить человеку без любви?!


Мирись же с совестью своею,
Ее укоров не забудь.
Она за нас скорбит, болеет.
Храни ее и счастлив будь!


Софья НИКУЛИНА
Алена
Постов: 1359
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#6040
О совести 12 г. назад Репутация: 0
Алена
Постов: 1359
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
ВверхСтраница: 1
Модераторы: Татьяна, Отец Дмитрий
Недавно обновленные
Новое на сайте: