Что такое литургия?
Новоначальным - Новоначальным |
«Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий причастника мя прими»
«Прилиплятися Богови благо есть,
полагати на Господа упование мое»
(Пс.27:27-28)
Что такое литургия?
Литургия - это утверждение Нового Завета с людьми: сия есть кровь Моя Нового Завета» (Мк. 14:24). Священнодействие Тела и Крови Христовой, или принесение в жертву Христа-Спасителя. От Голгофской жертвы сия жертва отличается только тем, что в ней нет пролития крови (она «жертва бескровная») - во-первых. И, во-вторых, тем, что ее невидимое действие принадлежит Самому Господу Иисусу Христу: «Ты бо еси приносяй и приносимый и приемляй и раздаваемый», - видимо же действует в ней священник.
Литургия - это живейшее воспоминание страданий и смерти Господа на кресте: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22-19). И мы должны знать, что по силе таких знаменований Сам Всевышний Господь с величайшим благоволением взирает на Литургию. Так, Спаситель, приступая к первейшей Литургии в Иерусалиме, засвидетельствовал, что это есть действие самое приятное и любезное Ему: «желанием возжелех сию пасху ясти с вами» (Лк.22:15). Итак, кто из христиан с должным приготовлением и расположением духа приступает к Телу и Крови Спасителя, тот очевидно из дел, благоприятных Богу творит самое приятное.
Литургия - жертва умилостивительная, просительная, и благодарственная, как за живых, так и за мертвых. «Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое» - передает нам апостол Павел слова Христа-Спасителя, сказанные на Тайной вечери (1 Кор.11:24). Так как Тело Христово на кресте не было ломимо или раздробляемо, то - очевидно - в этих словах, разумеется, жертва не Голгофская, а Евхаристическая. Но, в то же время, это не другая какая-либо жертва, а совершенно тождественная с Голгофскою; потому что там и здесь Тело и Кровь одного Господа Христа. Составляя же одно с тою самою жертвою, которую единую принес (Евр.9:28). Иисус Христос на кресте, и совершаясь в воспоминание сей жертвы бесчисленное множество раз, она и сохраняет свойства того же духовного очищения, благодатного помилования и небесного ходатайства за людей, такие принадлежат Голгофскому жертвоприношению, словом - это есть истинная жертва перед Богом.
Итак, можно ли не желать, как можно чаще быть на литургии? Это значило бы со стороны такого человека не желать духовных внешних благ своим родственникам, своим родным и знакомым. Напрасным здесь будет оправдание, или, по крайней мере, сомнение некоторых, будто если не причащаемся Тела и Крови Христовой, то на литургии полностью быть не обязательно. Не говоря уже о том, что долг каждого богобоязненного христианина присутствовать на Божественной литургии каждое воскресенье и в праздники - литургия принесет свои спасительные плоды, хоть бы наши знакомые и близкие не присутствовали на ней. Ею умилостивляется Бог за тех лиц, которые поминаются на ней о здравии и спасении, а иной раз прямо о покаянии и исправлении (от нетрезвости, допустим, или от разврата). Ею освящается весь тот край, где она совершается, или где построен православный храм. Вспомните, для чего праведный Иов каждый раз приносил жертвы Богу за детей своих после того, как дети его собрались в один дом и составляли семейный пир? Из опасения, - не допустили ли они во время пира чего-либо богопротивного, следовательно для очищения грехов их.1 По примеру таких жертв Иова (а они были, известное дело, предизображением жертвы Новозаветной и от нее собственно получали силу) - по примеру этого и мы имеем еще особенное побуждение быть на литургии, заказывать обедни и проскомидии, чтобы умилостивить Господа Бога бескровною жертвою за грехи своих родных. Кроме того, христианин выполняет здесь долг и за самого себя. То есть, он обязан был бы примером своей жизни удержать своих близких от бесчиний и богопротивных дел, а между тем не позаботился об этом своевременно.2
Церковь есть распространение Тела Христова в мире. Не проповеди о Христе, но именно Тела Христова. Проповедь - это хорошо. Но однажды человеческое усилие должно уступить место действию Божию. Служение проповеди однажды должно умолкнуть - после того, как оно подвело человека к кульминации Спасения - к таинственной литургии. Проповедь же занимает не центральное, а служебное место в литургии и в жизни Церкви Христовой. Проповедь готовит нас к тому чуду, которое сотворит над нами не проповедник и не священник, а сам Господь.3
1Богочеловек себя пожертвовал людям, подарил Свою жизнь нам - не чтобы Ему умереть, но чтобы нам жить в Нем. И поэтому христианское жертвоприношение - Литургия, совершается со словами: «Твоя от Твоих Тебе приносящее о всех и за вся». Мы на литургии приносим Богу, не свое, а Богово. Не со своей кровью мы подходим к алтарю. Мы берем плод лозы, возвращенной Творцм и прстали вторым Даром - стал Кровью Христа, стал пропитан Жизнью Христа. От Твоих людей, от Твоей земли мы приносим Твою же Жизнь Тебе, Господи, потому что Ты ее дал Нам для всех и для избавления от всякого зла.
2Величайшее чудо не в том, что хлеб и вино в чаше стали Телом и Кровью, а в том, что мы становимся Христовыми. Через святые Дары освящению подлежим мы сами: «святая святым». Святой Иоанн Златоуст говорит о литургии: «Священник совершает моление не о том, чтобы огонь ниспал свыше, и попалил предложение, но чтобы Благодать нисшедшая на Жертву, воспламенила через нее души всех».
3 Это, кстати, очень существенное отличие Православия от различных сектантских деноминаций, которые существенно принижают, а порой и унижают тело и Кровь Христову и чрезвычайно возвышают свой, часто исковерканный, вид проповеди.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Обновлено (01.11.2011 22:02)