Православие и этикет
Новоначальным - Новоначальным |
Очень часто к священнослужителям обращаются мало осведомленные верующие, спрашивая о церковном этикете. Есть общие правила, которые могут в жизни верующих быть маяком и ориентиром. Первое - вежливость, - украшает каждого человека, тем более верующего. Вежливый человек не только тот, кто уважает старших, младших и равных, но и тот, кто при разговоре может строить свою беседу, не задевая другого. Умеренный и умный юмор без желчи и злобы всегда только украшает речь, в то же время, стремление быть душой компании, весельчаком, сыпать остротами и анекдотами (обычно не совсем вежливыми), перемывание косточек - ржавчина души.
Второе: не совсем корректно дичиться людей, отвечать на их вопросы сухо или грубо. В обращении с человеком стараться иметь три основных правила: а) правдивость, б) искренность, в) честность (согласно нравственному богословию есть три вида честности: 1-е - благочестие, т.е. состояние искренности к Богу, 2- е - честь - состояние искренности по отношению к себе, 3-е - это честность, т.е. искренность по отношению к ближнему). Атрибутами верующего человека является точность, аккуратность и умение вести себя в обществе. Собравшиеся люди вокруг вас могут быть разными, но в любом обществе надо оставаться православным христианином: не маскироваться под православного, а стараться не унижать своим поведением веру. Нельзя играть роль, т.е. вести себя в разных обстоятельствах по-разному. Всюду верующий должен оставаться самим собой.
Третье: если мы оказались в чьем-то доме, то надо стараться уважать хозяев, уважать порядки этого дома и ценить гостеприимство. Нельзя брезговать хлебом и солью.
Но самым главным показателем уважающего себя человека является его речь. Правильная культура речи, литературный язык - это великий дар Божий, и не всем он дается, чаще всего вместо этого дара у человека находится всякая языковая ржавчина. Но если этого дара нет, то надо стараться выработать в себе умение слушать другого. Елейность, фальшь являются атрибутами хвастовства, всегда воспринимаются верующими с отвращением.
Четвертое: очень некорректно вмешиваться в чужие разговоры, перебивать собеседника, подтрунивать над ним, особенно некрасиво говорить за столом именно в тот момент, когда рот занят пищей. Непреемлим для верующего человека резкий окрик, грубые жесты. Вообще, всякая грубость - есть признак очень низкой культуры. Гневливость, мелочность, вспыльчивость, злопамятство являются отрицательными качествами любого человека, тем более православного верующего.
Пятое: в обращении с людьми христианин должен быть осторожен с юмором, и если старый закадычный анекдот может быть понятен в кругу друзей и близких, то он же может прозвучать соблазнительно и гадко в другом обществе.
Шестое: приветливость, сердечность, простота, любвеобильность, доступность - необходимейшие качества каждого православного верующего.
Седьмое: гордость, соперничество эгоцентризм, высокомерие отвратительны в любом обществе.
Восьмое: очень важным качеством каждого человека, вообще, ценностью человеческих взаимоотношений является чувство благодарности. Благодарить за проявленную чуткость, за услугу - прямая обязанность любого культурного человека. Людей, оказавших помощь, мы должны не только благодарить, но и помнить, ценить и уважать.
Девятое: высокая нравственная обязанность верующего - живо помнить своих родителей, наставников, благодетелей, внутренне молиться о них, а внешне с благодарностью их вспоминать.
Прекрасное словосочетание украшает нашу жизнь - «спаси Бог!»
Протоиерей Димитрий Соловьев,
октябрь 2011 г.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Обновлено (19.10.2011 21:47)