От звезды до воды

kreshenie_KolyaСвятки на дворе, время «от звезды до воды», т.е. от первой звезды в канун Рождества до крещенского освящения воды. Такое таинственное, манящее, не всем понятное явление. В православии официально святками называются двенадцать дней: от сочельника

Рождественского до Крещенского, то есть с 6 по 18 января. Это народные гуляния, обильные застолья, а главное - людская хвала Всевышнему и Деве Марии за Новорожденного. Чуть позже, 19 января, праздник Крещения Господня как память о крещении Иисуса в Иордане Иоанном Предтечей.

Если говорить о религиозных праздниках, то надо вспомнить факты репрессий и гонений верующих со стороны советского государства на протяжении десятков лет. И если сегодня традиции живы, то не только благодаря священнослужителям, чья деятельность сродни подвигу. Они присущи почти каждой семье, а значит, их там чтут, хранят, передают. В православных семьях чаще всего ответственность за духовное развитие потомства, за сохранение обычаев лежит на женщине-матери. Поэтому устами женщин расскажем о жизни православных, о том, как они отмечают двунадесятые праздники.

Все исходит из семьи

Первой собеседницей корреспондента «АВ» стала супруга настоятеля храма Равноапостольного князя Владимира матушка Ирина (Соловьева):

- До Рождества у нас строгий пост, еще постный день - 18 января. Это так называемая голодная кутья. Утром я отправляю старших детей в музыкальную школу, младших в детский сад. После обеда у старших общеобразовательная школа, поэтому в силу нагрузки и возраста в еде у детей послабление, тем более в садике никто постную пищу отдельно готовить не станет.

В семье Соловьевых детей пятеро: старшему - 11 лет, младшей 3 годика. Понятно, что сейчас матушка Ирина привязана больше к детям, нежели к службе мужа, хотя дети все понимают и стараются по мере возраста разделять заботы и ее (по дому), и отца (в церкви). Сама Ирина выросла в средней полосе России в рабочей семье. Дорогу к храму первой стала торить мама, когда Ирине было лет 7-8: семейная молитва, обязательное посещение службы по выходным, соблюдение православных канонов, строжайший, без послабления, пост.

- Без поста, и особенно обуздания эмоций, теряется ощущение праздника, когда он наступает. Сорок дней мы воздерживаемся в еде, очень сдержанны в речи, все мысли и беседы в основном на духовную тему. И праздник, уже как кульминация всех ограничений и устремлений, поистине торжество и награда! Самое главное в семье - прививать этические нормы. Сделать это можно только личным примером незлобия, взаимопонимания, милосердия. А то, что в определенный час вечером дети все вместе без напоминания становятся перед иконами к молитве, есть свидетельство наших с мужем стараний приобщить их к православному чину, - продолжает собеседница. - В приближающийся Крещенский сочельник отец Димитрий будет на службе около суток: с вечера всенощное бдение, после полуночи освящение иордани, потом водосвятие в храме почти до полудня... И только когда он вернется домой, мы, как принято 19 января, во дворе все обольемся водой. Дети уже привыкли и ждут этого!

 

Еще раз о христианских добродетелях

У Петлинських, в пример многим актюбинцам, дорогу к церкви торит глава семьи.

- Ходить на службы начал Филипп, потом и я, - рассказывает о традициях своей семьи Анастасия Петлинськая. - Сейчас храм мы посещаем вместе с детьми, и они почти каждое воскресенье принимают причастие - это норма. Когда обе дочки подросли, мы их стали водить в воскресную школу. В обществе сверстников и грамотного учителя дети с большим интересом и глубже осваивают Закон Божий, уже знают много молитв. А еще воскресная школа облегчает нам поиски общего с детьми языка, особенно в пост, когда трудно объяснить ребенку, почему нельзя долго смотреть телевизор, есть без меры все подряд. В пост детей мы ограничиваем в сладостях и телевизоре. Вот тут-то у них появляется больше времени на книги о житиях святых, детскую библию... И младший сын не ропщет по поводу ограничений, принимает все как данность.

Как и Ирина, Анастасия считает, что формирование личности должно начинаться в семье:

- Главное, что мы с мужем пытаемся привить детям - это жить согласно христианским заповедям. Отсутствие агрессии, бережное отношение к человеку, каждодневная молитва, в том числе и за здравие близких, и есть как раз личный пример родителей. И мы с Филиппом горды тем, что наши дети имеют полное представление о милосердии, добродетели. Когда мы проходим мимо просящих или они сами звонят в дверь квартиры, дети и в собственных запасах ищут, что подать нуждающимся.

В силу того, что дети Петлинських еще малы, к иордани родители их не повезут после всенощной службы:

- Но 19 января они будут умываться или принимать душ. При этом не просто так, а со смыслом, осознавая, что вода в этот день во всех источниках особенная - целебная, исполненная Святого Духа, - заключает Анастасия.

 

Бог помогает каждому просящему

Надежду Джанибекову мама окрестила в раннем детстве, втайне от мужа. Потом у Нади были годы тотального атеизма.

- В 1989-м я была в Алматы на курсах, когда меня буквально потянуло в храм, ноги сами повели. Видимо, это было проявление ангела-хранителя, - вспоминает очаровательная женщина.

На вопрос, как ей помогает православие, Надежда Харуновна утверждает, что оно спасает ее и выручает во всем:

- Меня уже давно бы на свете не было от болезней, если бы однажды в крещенскую ночь не облилась водой. (Я тогда разрывалась между больным отцом и своим домом и была буквально на износе.) С той ночи обливания стали ежедневными, и, не знаю откуда, появились силы, стала крепнуть не только телом, но и духом! Кстати, воздействие поста я ощущаю таким же благотворным.

Еще собеседница рассуждает о том, что за десятки лет безбожия, которые выпали на долю двух-трех поколений советских людей, атеизм сделал свое разрушающее действие:

- Традиции почти утратились, христианские заповеди забыты. А без их напоминающего и ограничивающего влияния людям живется проще, легко грешится... Но слава Господу, сейчас народ поворачивается лицом к вере: приходят в храм с искренним покаянием, молитвой, читают подвижническую литературу - это меняет мировосприятие, осветляет жизнь человека, наполняет ее ценностями более высокого порядка. А это значит, что следующее поколение должно расти, соблюдая заповеди Бога, прислушиваясь к Его голосу. По своим сыну и внуку я вижу, что молодежь очень чутка к чистому слову, а ведь через него и душа очищается.

Дорогие читательницы, хочется напомнить вам о светлой миссии

хранительницы очага: от наших сегодняшних устремлений будет зависеть мировоззрение наших детей и внуков и то, какой путь они изберут.

Пусть о Боге они говорят с вами, а не со случайными, порой и сомнительными, людьми на улице. Об этом так важно помнить. Хотя бы в святки.

Татьяна ВИНОГРАДОВА

avestnik.kz

 

 

Крещенская вода

Тяжело идти против общественного мнения, против того, к чему люди привыкли. Например, привычка современных людей утверждать, будто Бог у них в душе. И Бог действительно «живит» каждого из нас,  «святым Духом каждая душа живится и чистотою возвышается». Но у некоторых Христос, как в тесном гробе: побитый и окровавленный, оплеванный и поруганный. А у некоторых, как в храме: в благолепии и красоте. Или другой пример: всего лишь через несколько дней наступит Праздник Крещения Господня, и вы увидите, какая масса людей будет пытаться окунуться в ледяную прорубь. И основная масса - только для того, чтобы похвастаться своим героизмом. В прорубь идут все: и те, кто использует ее как физкультурно-оздоровительную процедуру, и те, кого просто на пьяную голову туда потянуло, и те, кто пришел продемонстрировать свои собственные «прелести», и те, для кого прорубь - это просто некий экстрим; и совсем мало тех, кто в сорочке с благоговением и с крестным знамением, с чистыми помыслами и любовью к ближним прикасается к этой воде и получает благодатную помощь.

Развенчать миф о том, что дозволяется прикасаться к святой воде без благоговения, практически невозможно. Конечно, люди забывают о духовной стороне, устремлясь к внешней. Существует и другой миф - о том, что необязательно прийти в храм и набрать воду, а достаточно открыть в 12 часов ночи кран и именно в это время из него потечет Иорданская вода. Этот миф тоже не соответствует действительности, потому что молитву освящения воды читают именно над той водой, которая находится в храме, и это не распространяется на каждую квартиру, каждый офис, а вода, текущая из-под крана может быть совсем не Иорданской, а просто хлорированной.

Для освещения необходимого количества потребляемой воды можно наполнить в храме хотя бы маленькую емкость и, принеся ее домой, влить в сосуд с водой большего объема, ведь и капля море освящает. Да и сам труд, понесенный в храме, предстоянием на Богослужении принесет нам только здоровье и благословение Божие.

Таких мифов много, но все они возникают по одной причине: когда люди забывают о духовной составляющей и устремляются к материальному.

Протоиерей Димитрий Соловьёв,

январь 2013

 

Оно видело Христа

50ffb0a88983c5909039201ee2e94c0dАктюбинский храм Святого князя Владимира обзавелся весьма ценным экспонатом. Меценат, пожелавший остаться инкогнито, преподнес храму в дар барельеф «Тайной вечери» из оливкового дерева, которому свыше ... двух тысяч лет!

Размер барельефа, на котором изображены также 12 апостолов, в том числе Иуда, небольшой. Метр в длину да полметра в ширину. Но зато он очень тяжелый: двум здоровым мужикам пришлось изрядно попотеть, чтобы его установить наверху иконостаса, да и сам иконостас - укрепить!  - Подарок очень весомый, за что мы премного благодарны спонсору! Знаете, в мире есть только один город, где работают мастера по резьбе по оливковому дереву. Это - город Вифлеем. А барельеф как раз сделан из дерева, возраст которого свыше двух тысяч лет! Так что мы очень даже надеемся, что оно видело самого Христа! - не смог скрыть своей радости настоятель храма Святого князя Владимира Дмитрий СОЛОВЬЕВ.

Асем ТОЛЕУ, evrika@evrika.kz
 

Первая хиротесия в Актобе

13 января 2013 г. в Сято-Никольском Кафедральном Соборе г.Актобе состоялась Божественная Литургия, совершенная Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Антонием Архиепископом Уральским и Актюбинским. Его Высокопреосвященству сослужили Благочинный Уральского округа игумен Дионисий (Козулев), Благочинный Актюбинского округа настоятель Свято-Николькоского собора г.Актобе Николай Гузев и всё духовенство Актюбинского Благочиния, из диаконского чина сослужил диакон Максим Погор. Перед Божественной Литургией Его Высокопреосвященство совершил чин хиротесии старосты храма св.кн.Владимира Константина Дахно.
Согласно церковной традиции поставляемый через руковозложение в иподиаконы касается Престола, носит крестообразно орарь и является церковным служителем. В отличие от хиротонии в священники, диаконы и епископы, хиротесия свершается до начала Божественной Литургии. После славления Владыка Антоний обратился к прихожанам с проповедью.

 

Архипастырский визит в Актюбинскую область Высокопреосвященнейшего Антония Архиепископа Уральского и Актюбинского

ddd_02812 января 2013 г. начался архипастырский визит в Актюбинскую область Высокопреосвященнейшего Антония Архиепископа Уральского и Актюбинского.  В  Праздник святителя Макария Московского Высокопреосвященнейший Владыка совершил Божественную Литургию в храме св.кн. Владимира г.Актобе. Владыке сослужили Благочинный храмов первого округа игумен Дионисий (Козулев), Благочинный храмов второго округа, настоятель Свято-Никольского Кафедрального собора протоиерей Николай Гузев, настоятель храма св.кн.Владимира протоиерей Димитрий Соловьёв, клирик Михаило-Архангельского Кафедрального собора города Уральска диакон Максим Погор. После Божественной Литургии Высокопреосвященнейший Владыка обратился к прихожанам с праздничной проповедью. Вечером 12 января Владыка Антоний в сослужении того же духовенства и прибывшего из пос.Мартук игумена Стефана (Капиноса) совершил воскресное всенощное бдение.


 
Еще статьи...
Недавно обновленные
Новое на сайте: