О мытаре и фарисее

С амвона - С амвона (Проповеди Димитрия Соловьёва)

«Два человека вошли в Храм помолиться: один - фарисей, а другой - мытарь. Фарисей встав, молился так: «Боже, благодарю тебя, что я не такой, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь...».

Эта притча о мытаре и фарисее проходит по нашим с Вами сердцам и кратко готовит нас к предстоящему Великому Посту.

Дело в том, что Церковь, как и Господь наш Иисус  Христос, не ставила и не ставит никаких социальных преград, не смотрела и не смотрит  на то, какой человек входит в Храм, какую он занимает должность и социальное положение. В Церкви все равны.

Но тут Господь специально обращает наше с вами  внимание на этих двух людей. И вот почему.

Фарисеи - это религиозно-общественное течение в Иудее, которое возникло за 300 лет до Рождества Христова. В то время священники перестали проповедовать и говорить людям о Боге, в основном  занимаясь только богослужениями и молитвами. Слово Божье стали распространять  выходцы из народа - фарисеи. Эти люди были очень почитаемы народом, потому что делали то, чем не занимались священнослужители.

Но к моменту Рождества Христова движение фарисеев стало перерождаться. Этому способствовало то, что за несколько лет до этого, первосвященник издал указ о том, чтобы всех фарисеев взять под храмовый контроль.  С тех пор фарисеи постепенно разбогатели,  превратившись из нищих проповедников в цивильных граждан своей страны.

Именно о таком фарисее и повествует притча...

Кто же такой мытарь? Это человек, работавший на завоевателей Израиля, собирающий для них налоги с граждан и средства для себя и... презираемый за это. Мытари очень быстро богатели. Поскольку по законам тех лет могли на какое-то время отсрочить налог, заплатить его за должника, но потом все, же потребовать выплат и при этом взять с него вчетверо больше, чем положено.

Вот такой мытарь стоял в церкви и молился Богу...

Фарисей благодарил Бога за то, что он не такой как прочие люди. Например, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь. Он хвалился тем, что держит пост два раза в неделю и отдает десятую часть от всего, что приобретает. При этом фарисей преподносит себя не только выше всех людей, но и выше конкретно мытаря, который стоит рядом.

И такая молитва не была услышана Богом.

Мытарь же, молясь, ни на что не претендует. Его молитва - абсолютно православная. Потому что он не может похвастаться тем, что он не грабитель, не обидчик и не прелюбодей. Мытарь только из глубины души, со слезами на глазах просит Бога быть милостивым к нему, грешнику.

Сегодня Храм Божий - это место, предназначенное именно для грешников. Потому что Господь Иисус Христос пришел в этот мир спасти и призвать на покаяние не праведников, а грешников.

Но Храм Божий предназначен для тех грешников, которые пытаются победить свой грех, пытаются преодолеть его, пытаются стать настоящими христианами.

Дело в том, дорогие во Христе братья и сестры, что священники, которые по многу лет исповедуют своих пасомых, смело утверждают, что все люди запятнаны разными грехами. Каждый человек имеет сотни тех или иных грехов. Причем, в каждом возрастном периоде доминирует определенный грех.

Что такое начало духовной жизни? Это не чтение акафистов, молитв, особых правил. Начало духовной жизни - это даже не держание поста.  Начало настоящей духовной жизни - это состояние, когда человек «ударит себя  в грудь» и воззовет из глубин души со слезами покаяния: «Боже, будь милостив ко мне грешнику».

Духовная жизнь заключается не в чтении Евангелия или  посещении Храма, а в том, что человек начинает видеть свой грех и навсегда перестает  превозносить себя. Потому что тот, кто видит свой грех, никогда не будет обижать других, никогда не будет издеваться над другими, никогда не посмеется над человеком, никогда не осудит его.

Мы с вами, дорогие во Христе братья и сестры, сегодня должны задуматься о том, кто мы: мытари, просящие милости у Бога или фарисеи,  в гордости и самомнении, осуждающие других, превозносящиеся над другими.

Раньше в молитвословах после вечерних правил писались такие слова: когда ложишься спать, все хорошее что ты сделал за весь день отдай Богу, а все плохое припиши себе. В этой связи на память мне приходят слова одного батюшки, который говорил: не ты бросил курить или прелюбодействовать, а  Бог помог тебе это сделать. Все хорошее надо стараться приписывать Господу, а все плохое своей немощи, своей духовной несостоятельности.

И я думаю, что это должно стать нашим с вами девизом.

Сегодня, когда совершается праздник о мытаре и фарисее, мы  с вами должны попытаться показать христианское здравомыслие, попытаться быть в своей духовной жизни такими, как мытарь, потому что видение своего греха, как пишет святитель Игнтаий Брянчанинов, - это и есть то самое начало духовной жизни.

Обновлено (16.08.2011 23:09)

 
Адреса храмов г.Актобе

Свято-Никольский собор
г.Актобе, ул. М.Маметовой д.6
Телефон: 8 7132 77-52-45
77-52-43

Храм Архангела Михаила
г.Актобе ул.Жанкожа бытыра д.50
Телефон: 8 7132 21-29-04

Храм святого князя Владимира
г.Актобе
ул. Жанкожа батыра, 127
Телефон: 8 7132 21-54-95

Православие в сети

Митрополичий округ в Республике КазахстанОфициальный сайт Карагандинской Епархии

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Храм Рождества Христова с. Веселая Лопань

Собор Успения Божией Матери г.АтырауЕпископ Василий (Родзянко). Жизнь, проповеди, воспоминания...

аборт, мини аборт, контрацепция

Недавно обновленные
Новое на сайте: