О блудном сыне
С амвона - С амвона (Проповеди Димитрия Соловьёва) |
Возлюбленные во Христе братья и сестры! В сегодняшнем Евангельском повествовании Церковь рассказывает нам о блудном сыне.
У одного человека, рассказывает Господь, было два сына...
Два сына - это два пути, которые избирают все люди на земле. И третьего, наверное, не дано никому. Люди выбирают либо путь первого сына, либо второго.
И сказал младший из них отцу, дай причитающуюся мне часть состояния - имение. И отец разделил между ними имение.
Разделенное имение - это благо, которое Бог делит на всех людей, вне зависимости от их убеждений, веры, нравственных понятий, отношения к Богу.
И спустя немного дней, собрав все, младший сын уехал в далекую страну и там, живя разгульно, расточил свою часть наследства...
Действительно, мы все расточаем то, что дает нам Бог. Многие из приходящих сегодня в храм - люди больные. И можно с уверенностью сказать, что их болезни - следствие греховной жизни, которое не дает человеку правильно относиться к самому себе. Это наше состояние и есть то самое безумное расточение своего имения, которое можно было бы потратить на Бога, на спасение души, на помощь и вымаливание своих родных и близких. Вместо этого мы все бездумно тратим на какие-то страсти, разгулы, грехи, пороки, которые потом и возвращаются к нам тяжелейшими болезнями.
Пьянство, например, всегда оборачивается болезнью печени, расстройством нервной системы. Гневливый, раздражительный человек почти всегда болен помешательством. Он всегда всех подозревает, всегда находится в состоянии возбуждения и раньше времени сводит себя в могилу. Блудный человек тоже страдает определенными болезнями.
И вот когда младший сын все истратил, в стране настал сильный голод, и он начал нуждаться...
Действительно, и у нас с вами, дорогие во Христе братья и сестры, когда мы тратя полжизни на служение дьяволу, ничего не получаем взамен, все идет прахом. Мы только губим свое имение, душу, сердце и тело. И лишь после этого понимаем, что так дальше жить нельзя, нужно в жизни что-то исправить, а значит нужно возвратиться к Богу. И мы начинаем делать первые шаги к нему...
И пристал он к одному из граждан той стран. И тот послал его на поля свои пасти свиней. И рад бы был он наполнить свое чрево рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Часто так и бывает, что человек сначала ищет утешения среди людей, а не обращается к Богу.
И этот сын, как пишет Евангелие, решил поступить также. Под гражданами той страны подразумеваются бесы. Другими словами, начав пасти свиней, он пристал к жизни бесовской. Начал пасти свои страсти и возливать в себе грехи.
И рад бы человек наполнить себя страстями, удовлетвориться ими, но бесы никогда не дадут сделать этого. Сколь бы человек не заливал в себя страстей. Никогда не насытиться ими блудник, пьяница, гневливый, гордец...
И придя в себя, он сказал, сколько наемных работников у отца моего едят в изобилии хлеб, а я здесь погибаю от голода. Встану! Пойду к отцу моему! И скажу ему, отец, я согрешил против неба и пред тобою и больше не достоин называться сыном твоим. Поступи со мной как с любым из твоих работников.
Дело в том, что когда человек после такой страстной жизни начинает приходить в себя, он, прежде всего, решает возвратиться к Богу. И эти слова блудного сына можно воспринимать как первые шаги покаяния. Ведь он начинает стремиться жить так, как велит Бог. Он решает идти к Отцу и говорить ту правду, которую скрывал от себя долгие годы своей жизни.
Если мы живем, дорогие во Христе братья и сестры, на этой земле, то значит, в отношении нас есть какое-то Божье намерение. В тот момент, когда мы умираем, оно прекращается. И всем нам не мешало бы знать, чего Господь хочет от каждого из нас.
Блаженный Августин пишет, что на земле есть два града - град Божий и град дьявола, и два народа - народ Божий и народ дьявола.
В Евангелие же есть два сына.
Многие из нас, пришедших в Храм, расточили свои имения. Потому что все в этой жизни проходит и меняется с неимоверной скоростью. И когда мы осознаем это, то начинаем нуждаться в Боге. И первые наши шаги по отношению к Богу заключаются в воззвании к Отцу своему, желании идти к нему, чтобы с Божьей помощью начать новую жизнь со Христом.
К тому времени дьявол может выжать нас как лимон. Мы можем походить на догорающие свечи. Но даже в этом состоянии нам можно прийти к Отцу своему и жить с Ним.
Свиньи - это страсти. Человек, пасущий свиней - человек, живущий в страстях. И каждый из нас может пасти свои страсти и может вернуться к Отцу своему и начать новую жизнь с Богом.
И он встал, и пошел к отцу своему. Когда был он еще далеко, увидел его отец, сжалился над ним и, побежав, пал на шею его и поцеловал...
Заметьте, что когда человек как последний грешник приходит к Богу, он не укоряет, не осуждает, не отворачивается. Это говорит о том, что Бог чрезвычайно любит человека и заботится о нем.
И побежав пал на шею его и поцеловал... Эти слова означают, что Иисус Христос пришел на землю ради каждого из нас и пострадал на кресте. И как пишет Святой Василий Великий, не просто так, а с распростертыми объятиями. Этим он как раз таки хотел показать, что действительно готов обнять каждого грешника, который стремится к нему, даже, несмотря на то, что тот, может быть, всю свою жизнь без остатка истратил на служение дьяволу.
И сказал ему сын, отец, я согрешил против неба и пред тобою. Я больше не достоин называться сыном твоим. И сказал отец рабам своим, скорее достаньте лучшие одежды и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги его. И приведите самого откормленного теленка и заколите его. Будем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся
Перстень на руке означает, что Господь восстанавливает в сыновстве каждого своего ребенка и дает нам не просто рай и Царствие небесное, а разрешает жить рядом с Ним.
Заколоть откормленного теленка, как пишут святые отцы, это пророчество о Божественной Литургии. Когда человек в покаянии приходит к Богу, то первое, что должно встретиться ему на пути - Тело и Кровь Христовы. Их человек принимает во время Божественной Литургии, причащаясь. И Тело, и Кровь Христовы, проникая глубоко в человеческую душу, крепким объятием обнимают каждого человека и делают его своим Богу.
В Евангелие Божественная Литургия называется пиром, а откормленный теленок символизирует собой Агнца Божьего - Господа Иисуса Христа, которому мы причащаемся на божественной литургии, а первые шаги, которые следуют после покаяния - обычно те, когда человек стремится чаще приступать к Святым, Страшным, Божественным, Животворящим, Христовым Тайнам.
Старший сын был в это время в поле и когда, возвращаясь, приблизился к дому и увидел пир, спросил одного из слуг, что это значит. И тот сказал ему, брат твой пришел и заколол отец твой, самого откормленного теленка, так как принял его здоровым. Рассердился старший сын и не захотел войти в дом. И отец его вышел и стал просить его, и ответил он отцу: я столько лет служу тебе и никогда заповеди твои не приступал и мне ты ни разу не дал козленка, а когда пришел твой сын, растративший свое наследство с блудницами, ты заколол для него откормленного теленка. Отец же сказал, дитя мое, ты всегда со мной и все мое - твое, но надо было возвеселиться и возрадоваться тому, что брат твой этот был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Старший сын начинает завидовать младшему брату
И многие постоянные прихожане часто завидуют тому, что порой священники тратят, как им кажется, много времени на людей, которые делают только первые шаги к Богу. В то время как с ними священник может обойтись лишь двумя-тремя фразами.
Действительно, так оно и есть. Но так и положено делать. Потому что те люди нуждаются в большем сочувствии и сострадании, чем те, кто постоянно ходят в Храм божий.
Это сродни поведению врача. Когда он приходит в палату к выздоравливающему, то обычно быстро проходит мимо него. А если же видит человека в тяжелом состоянии, останавливается около него и подолгу разговаривает с ним, посвящая ему дополнительное время.
Так оно и должно быть. И в данном случае не должно быть никакой зависти, потому что когда-то и те прихожане, которые сейчас близки к Богу, были в числе таких людей.
Иногда мы, возвращаясь к Богу, не надеемся на то, что что-то получим от Него. Нам кажется, что мы недостойны этого. Есть люди, которые открыто, говорят об этом, мол, что делать мне грешному в храме? Но Дом Божий - это как раз то место, в котором совершается возвращение блудных детей к своему Отцу - Господу. И именно этим людям место в Храме Божием. И среди тех, кто постоянно ходит сюда, это чувство всегда должно господствовать. Потому что осознание своих грехов - это трезвый взгляд на самого себя, и он всегда должен быть приоритетным для христианина. Потому что лесть, покрывание грехов, оправдание себя - это не христианские понятия. Видеть свой грех, понимать его, бороться с ним и с Божией помощью одолевать его - значит поступать по-христиански. И как говорит в Евангелие, сам Иисус Христос: Я пришел призвать не праведников, а грешников на покаяние.
Поэтому мы должны с вами помнить, что Храм Божий - это дом прощения, дом Милости Божьей.
А все то, о чем говорится в повествовании о блудном сыне евангелиста Луки, происходит с душой каждого из нас.
Отец - это Бог. Жизнь разгульная со свиньями, которых надо пасти - это наша жизнь вне Бога со страстями, пороками. А желание возвратиться к Богу - это начало покаяния, исправление своей жизни.
При возвращении к Богу человек чувствует Его и начинает жить ради Господа и по заповедям Божиим. Радость возвращения Бог определяет в пире, символизирующем Божественную Литургию, а место, где он совершается, - это Храм Божий - место, в котором совершается единение Бога и человека.
И дай Бог, чтобы мы с вами переменили сове отношение и к Богу, и к самому себе и начали бы с Божией помощью жить в глубоком покаянии и глубоком исправлении своей жизни. Аминь.
Протоиерей Димитрий Соловьёв
< Предыдущая | Следующая > |
---|