А знаете ли Вы, что такое распятие?

Прежде, чем надевать крестик, как украшение, задумайтесь:
А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО ТАКОЕ РАСПЯТИЕ?

За две тысячи лет слово "распятие" повторялось так часто, что смысл его в некоторой степени утратился, потускнел. Потускнела в сознании ныне живущих и громадность той жертвы, которую принес Иисус за всех людей, бывших и будущих.
Что же такое распятие?

 

Цицерон эту казнь называл самой ужасной из всех казней, которые придумали люди. Суть ее состоит в том, что человеческое тело повисает на кресте таким образом, что точка опоры оказывается в груди.

Когда руки человека подняты выше уровня плеч, и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса, и застаивается там. Мышцы постепенно начинают деревенеть.

Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья.

Такая казнь иногда длилась несколько суток. Чтобы ускорить ее, человека не просто привязывали к кресту, как в большинстве случаев, а прибивали. Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к кисти руки и управляют ей.
Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву - страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты. Но мало того: чтобы дышать в таком положении, у него остается только один выход - надо найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания.
У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна - это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны. Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но поскольку при этом руки его также прибиты, то рука начинает вращаться вокруг гвоздя.
Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, а сплошь покрытого зазубринами и с острыми гранями. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.

Евангелие говорит, что страдания Христа длились около шести часов. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи нередко мечом перебивали голени распятому. Человек терял последнюю точку опоры и быстро задыхался.

Стражники, охранявшие Голгофу в день распятия Христа, торопились, им нужно было закончить свое страшное дело до заката солнца по той причине, что после заката иудейский закон запрещал прикасаться к мертвому телу, а оставлять эти тела до завтра было нельзя, потому что наступал великий праздник - иудейская Пасха, и три трупа не должны были нависать над городом.

Поэтому команда палачей торопится. И вот, св. Иоанн специально отмечает, что воины перебили голени двум разбойникам, распятым вместе со Христом, но самого Христа не коснулись, потому что видели, что Он был мертв. На кресте заметить это не трудно. Как только человек перестает без конца двигаться вверх-вниз, значит, он не дышит, значит, он умер...

Евангелист Лука сообщает, что когда римский сотник пронзил копьем грудь Иисуса, то из раны излились кровь и вода. По заключению медиков, речь идет о жидкости из околосердечной сумки. Копье пронзило грудь с правой стороны, дошло до околосердечной сумки и сердца - это профессиональный удар солдата, который целится в не загражденную щитом сторону тела и бьет таким образом, чтобы сразу достать до сердца. Из уже мертвого тела кровь истекать не будет.
То, что кровь и вода излились, означает, что сердечная кровь еще раньше, еще до последней раны перемешалась с жидкостью околосердечной сумки. Сердце не выдержало мук. Христос умер от разрыва сердца раньше...



Печатается по книге: Диакон Андрей Кураев. Школьное богословие. М., "Благовест", 1997.

 

 

Вызов времени

из обращения Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Алексия II
15.12.2001 г.

Прошли годы массового атеизма, когда Церковь Христова была втиснута в клещи тоталитарной политики. Прошли годы тоталитарного деспотизма. У Церкви появилась возможность существовать. Но означает ли это, что христианин, как воин Христов, перестал быть воином и перешел в разряд «мирного» жителя? - Конечно же нет!

«Несть наша брань к плоти и крове, но к началам, к властям и к миродержателем тьмы века сего к духовом злобы поднебесным»

В результате изменения общественного строя и экономических отношений в последнее десятилетие произошло резкое расслоение общества на сверх богатое меньшинство и бедное большинство. Возросла социальна несправедливость. Более того, изменилась сама духовная атмосфера, изменился менталитет населения. Главным мерилом личности и движущей силой общественных отношений  все больше становятся деньги. Происходит коммерциализация всех сторон жизни. Люди становятся прагматичнее, жестче и циничнее. И это, конечно же, серьезная проблема для Церкви и верующих. Явление это не ново в истории, но масштаб его сейчас огромный, захватывающий. Истоки этого искушения, по учению православных подвижников, в неправильном отношении к богатству и вообще ко всему материальному, когда материальное стяжательство становится единственной вожделенной целью жизни, кумиром, которому служат и отдают все свои силы и время. Есть два подхода к богатству:

 

Дед Мороз

034546Рождество - одно из великих православных торжеств. Ему же предшествует рождественский пост. Как именно в этот период встречать Новый год? Вопрос, волнующий, многих православных. Ведь с одной стороны, идет пост, которого надо придерживаться. С другой стороны - самый хлебосольный праздник на носу, славящийся своим обильным столом, легендарными «тазиками оливье», «Советским» шампанским и «Голубым огоньком». Так допустимо ли отмечать Новый год с размахом или нужно придерживаться определенных правил? Дело в том, что сейчас у многих понятие поста несколько искажено. Люди держат пост, чтобы похудеть, очистить организм от всевозможных шлаков. Но ведь не это главное. Самое ценное - это пост духовный. И цель его - стать лучше. Особенно важны те добродетели, которые противоположны. Озлобленному - быть добрее, тирану в семье - полюбить своих близких, скупому - стать более щедрым и так далее. Но, в любом случае, пост не ограничивает человека праздновать Новый год. Просто необходимо сделать постный стол. Благо, пища сейчас разнообразна и выбор всегда есть. Также позволяется в этот пост вкушение рыбы. Даже появился в продаже постный майонез. И тот самый традиционный оливье можно приготовить, заменив мясо рыбой и исключив яйца. И салат «Под шубой» тоже вполне сгодится, правда тоже без яиц. Позволяется и вкушение вина, красного или белого.

Самая серьезная проблема сейчас - это телевизор. Телевизор заражает куда более тяжелее, чем пища. Хороших, чистых передач становится все меньше. Потому в пост главная проблема не еда, а телевизор. И если уж вы привыкли встречать Новый год перед экраном, постарайтесь выбирать наиболее безобидные программы или старые добрые фильмы.

Центральной фигурой Нового года остается Дед Мороз. Хотя сейчас во многих детских садах проводят утренники и без него. Известен случай в одном из детских садов нашего города, когда Дед Мороз вышел, подарил подарки и потом при детях стал снимать бороду и костюм. Вот такие новые традиции воспитания. Конечно, это неправильно, дети должны верить в Деда Мороза, нельзя отнимать у них эту красивую сказку. С какой надеждой дети ждут подарки под елочкой и сколько радости, когда они их там находят! Как правило, на Новый год - это игрушки, а на Рождество можно их порадовать сладостями, потому что в пост ведь сладкого не наешься.

Очень хочется, чтобы для каждого Новый год был радостным, чтобы как можно меньше было плохого, чтобы Господь хранил каждого человека вне зависимости от веры, религии, убеждений от всякого зла.

Протоиерей Димитрий Соловьёв

 

Быть со Христом – значит быть в Его Церкви

Мы, христиане, предназначены быть живыми храмами Живого Бога (1 Кор.6, 19). Бог должен господствовать в чувствах, мыслях и желаниях нашей души. Но она может соделаться духовным храмом Всевышнего лишь в благодатной близости к святой атмосфере вещественного храма. На нашей грешной земле храм - единственное место, где мы можем укрыться от житейской грязи, от бурь и невзгод жизни.

В храме всею душей  люди должны устремляться в Богу и небу, ибо в нем - этом подобии неба на земле - все возводит нас в горний мир. В этой небесной атмосфере, насыщенной ароматом чистых мыслей, святых чувств и стремлений, - рождается, крепнет и растет духовная жизнь. В храме, в близости к Источнику Вечной жизни, душа получает все необходимое для бессмертной жизни.

 

Рассеянная молитва

Мы так привыкли жить рассеянно. Несобранность сознания, двоедушие, раздвоенность - визитная карточка нашего  времени. Церковь Христова призывает нас к целомудрию: «Господи и Владыко живота моего...дух целомудрия даждь ми». (великопостная молитва  преп.Ефрема Сирина). Целомудрия не только в смысле телесной чистоты и целостной семьи, но и в смысле целости и нераздвоенности наших целей и взглядов. Часто эти же чувства раздвоенности мы переносим на наши отношения с Создателем, на молитву, на разговор с Богом. Мы понимаем, что и молиться нам необходимо и дела земные нас завлекают миражем. Выход мы находим в рассеянной молитве. Стоим и молимся перед Богом, а мыслями витаем на рынке, в продуктовом магазине, на работе, т.е. пытаемся убить двух зайцев. Выход ли это? Можно ли таким образом обмануть Бога? Конечно, нет. Св.праведный Иоанн Кронштадский в своей книге  «Моя жизнь во Христе» пишет: «Нечувствие сердцем истинных слов на молитве происходит от сердечного неверия и нечувствия своей греховности, а это в свою очередь проистекает от тайного чувства гордости. По мере чувств своих на молитве человек узнает, горд он или смирен; чем чувствительнее, пламеннее молитва, тем он смиреннее; чем бесчувственнее, тем гордее». В нашем мире невнимание к разговору друга, а тем более  начальника чревато обидой или каким-то осадком во взаимоотношениях, потому что в рассеянности и недослушивании видят признаки неуважения. Ведь кого сильно уважаешь, к тому сильно прислушиваешься. Также и на молитве: рассеянность - признак духовного коллапса. Казалось бы,  действительно для нашего разума рассеиваться естественно и обыденно, но действительно любящий Бога человек пытается не оскорбить  своего Любимого невниманием в беседе с Ним. Мы считаем, что наши думы о каких-то вещах и сверхзадачах быстрее решают наши проблемы, чем разговор с Богом, но в действительности лучше, чем Бог, нам никто никогда не поможет.

 
Еще статьи...
Недавно обновленные
Новое на сайте: